Версия для слабовидящих

6 ноября в Бресте были озвучены основные предложения, вошедшие в проект резолюции по итогам предыдущего обсуждения актуальных вопросов, направленных на дальнейшее устойчивое развитие Республики Беларусь. (дополнено ВИДЕО)

11667Эти предложения сначала обсуждались и рассматривались на региональном уровне: для этого на местах были созданы специальные диалоговые площадки. По сути, совершенно новая в новейшей истории Беларуси форма коммуникации государства и гражданского общества проходила апробацию на практике -  за круглыми столами и в режиме онлайн. Здесь, в областном центре, 13 октября, стартовал Первый региональный форум «Берестейский диалог» с участием представителей власти и общественных организаций, преподавателей вузов, историков и юристов. И вот спустя чуть менее месяца, на финише состоялась итоговая диалоговая площадка, в повестку дня которой в общей сложности было включено около 40 предложений.

Общую итоговую статистику плодотворного диалога людей и власти привел в своем выступлении председатель Брестского облисполкома Анатолий Лис.

- Итоговым мероприятием мы завершаем обсуждение актуальных вопросов развития нашей страны, которое проходило у нас в области. Жители Брестчины активно включились в диалог, который был инициирован Главой государства и парламентом. Основные диалоговые площадки разместились в Бресте, Барановичах и Пинске с участием жителей близлежащих регионов: к обсуждению подключались практически все районы. Всего было организовано 25 площадок, на которых работали более тысячи граждан из числа научных экспертов, руководителей предприятий и учреждений, депутатов, представителей политических партий, общественных организаций и молодежи. Через дискуссионные площадки, электронные ресурсы, созданные на сайтах государственных органов и редакций газет, поступило около 300 предложений самого разного характера, – подытожил Анатолий Лис.

По словам губернатора, такая форма всенародного обсуждения в очередной раз наглядно демонстрирует открытость страны для изменений – с целью дальнейшего движения к построению социально ориентированного государства. Многие из поступивших предложений планируется реализовывать на местах, наиболее значимые из них, касающиеся принятия решений на высшем государственном уровне, будут отправлены в комитет по подготовке Всебелорусского народного собрания.

Как и в ходе остальных мероприятий, проводимых в рамках названного форума, приглашенные участники делились с журналистами своим видением той или иной темы на грядущую перспективу еще до начала мероприятия. Так, пинчанин Александр Каневский высказал мнение о важности той роли, которую могут и должны играть в жизни общества белорусские политические партии.

- Сегодня в Беларуси действует мажоритарная избирательная система, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов в своем избирательном округе. Мы же выступаем за выборы в парламент и местные Советы депутатов не только по названному принципу, но и по партийным спискам. Приходится признать, что в настоящий момент из 15-ти зарегистрированных в нашей стране политических партий некоторые существуют только на бумаге, неизвестны большинству населения, тем не менее, поддержка предлагаемого нами варианта способна исправить ситуацию. Конечно, придется активно поработать, перестроиться, выдержать своего рода экзамен, который, возможно, преодолеют не все партии, зато это даст в полной мере реализоваться многим политически активным гражданам. Таких людей в нашей стране сегодня немало, и их активность нужно направлять в цивилизованное русло, как это делается во многих других странах – то есть, привлекая к участию в общественной жизни через политические партии, – считает Александр Альфредович.

В ход итогового диалога на этот счет прозвучали и другие мнения. В частности, о том, что переход к смешанной избирательной системе необходимо проводить постепенно. Помощник Президента Республики Беларусь – инспектор по Брестской области Валерий Вакульчик, в частности, отметил, что за любой политической партией, как правило, стоят лидеры из столицы, а представительство в парламенте должно отражать настроения всех слоев населения, в том числе жителей глубинки, простых рабочих и сельчан. Поэтому с учетом того, что многие политические партии в Беларуси пока далеки от реальной общественной активности, будет ошибкой сразу отдавать в парламенте им половину депутатских мандатов. К тому же парламентарии должны представлять настроения большинства граждан, а не только тех небольших групп, которые имеют средства на создание и финансирование партий. Надо отдавать себе отчет в том, что наш нынешний парламент работает четко и  плодотворно в отличие от своих коллег в ряде стран постсоветского пространства, где на заседаниях обычным делом стали ругань и даже рукоприкладство.   

На итоговой диалоговой площадке было решено сфокусировать всю широту спектра возможных предложений на несколько основных темах. И сейчас пришел черед координаторам этой работы подробно отчитаться – каждому по своему направлению.

В частности, в сфере Конституционной реформы от Брестчины было предложено:

- ограничение количества сроков президентства, что будет способствовать устранению факторов концентрации власти, реализации принципа разделения властей, налаживанию эффективного механизма «сдержек и противовесов», формированию и сменяемости политических элит;

- переход на смешанную  избирательную систему, что позволит сохранить достоинства и устранить недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательной систем, создаст необходимые условия для повышения статуса и роли политических партий в жизнедеятельности всей политической системы;

- введение института Уполномоченного по правам человека;

- отмену смертной казни, что будет способствовать формированию нового внешне- и внутриполитического имиджа белорусского государства;

- ведение института присяжных заседателей, что создаст необходимые условия для широкого привлечения граждан к осуществлению правосудия, позволит обеспечить более полную реализацию права на судебную защиту и контроль общества за деятельностью судебной ветви власти;

- избрание депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, членов Совета Республики, депутатов областного и базового Советов - сроком на 5 лет, Президента Республики Беларусь – сроком на 6 лет.

Новации, касающиеся органов местного управления и самоуправления столь же разноплановы и прогрессивны – каждая подразумевает эффективное решение той или иной задачи. К примеру, сэкономить бюджетные средства поможет предусмотренный единый день выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания и депутатов местных Советов. Назрела необходимость и в рассмотрении возможности дальнейшего реформирования административно-территориального устройства в стране: здесь следует обратить внимание на консолидацию относительно небольших районов с численностью населения до 20 тысяч с более крупными районами, учитывая ряд факторов – транспортную доступность, существующие производственные связи и общественное мнение. Прямым следствием необходимого реагирования на изменившиеся реалии представляется перераспределение полномочий в сельской местности: при упразднении Советов депутатов первичного уровня в связи с утратой своих функций и значения, требуется повышение роли исполнительной власти и старост сельских населенных пунктов. Механизм назначения председателей исполкомов базового уровня также предполагается пересмотреть, дополнив его такими процедурами, как предварительное обсуждение кандидатуры на сессии депутатов базового уровня и другими.

Для улучшения показателей региональной экономики, тесно завязанной на логистике и туризме, соответственно, предлагается предоставить логистическим компаниям преференции для привлечения иностранных инвестиций, а также увеличить сроки безвизового пребывания иностранных граждан в Беларуси, прибывающих автомобильным и железнодорожным транспортом  до 30 суток - по примеру прибывающих через аэропорт «Минск». Чтобы иностранный капитал более активно и продуктивно привлекался и работал за пределами больших городов, как возможный вариант -  обеспечение экстерриториальности СЭЗ «Брест» с распространением ее льгот на регионы. Параллельно следует укреплять информационную составляющую, что подразумевает обеспечение доступности к статистической информации, сделкам на биржевых торгах, по импортерам с учетом стоимости импортируемых товаров для организации производства импортозамещающей продукции, а также создание при Государственном комитете по науке и технологиям единой информационной базы инновационных проектов. Упрощение выдачи разрешений, процедуры реконструкции, сноса, ввода в эксплуатацию объектов недвижимости, «амнистия» отечественного капитала при инвестировании свободных денежных средств в экономику тоже будет для Брестчины только в плюс. Интересной и многообещающей, с прицелом на хороший результат представляется идея создания специализированной организации и ее филиалов в регионах, осуществляющих консультативную и информационную помощь инвесторам, защите их прав, в том числе посредством введения бизнес-омбудсмена.

Наиболее объемным оказался пакет предложений по социальной сфере. В их числе: закрепление в Кодексе об образовании дистанционного образования преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий, предоставление возможности получения образования по полученному профилю на более высоком уровне (в вузах и ссузах) на платной основе без возмещения в бюджет средств, затраченных ранее государством на их подготовку, закрепление льготных условий для учащихся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования – победителей республиканских и международных конкурсов мастерства, создание рекомендаций по безопасному поведению в Интернете с учетом возрастных особенностей.

Ряд предложений по конституционной реформе участники "Берестейского диалога" договорились доработать и с учетом обсужденных изменений направить 

… Региональный форум завершился, однако окончательная точка на этом не поставлена. На итоговой диалоговой площадке в Бресте заверили: заинтересованный диалог государства и его граждан будет продолжен, и каждое новое предложение точно также будет приниматься, обсуждаться, и, по возможности, внедряться в жизнь – на пользу обществу и стране.

Источник: областная газета «ЗАРЯ»


Источник: телерадиокомпания «Брест»

Герб Брестской области