Печать

Апрель, 2018: О принимаемых мерах по противодействию коррупции на территории Брестской области в 2017 году

Коррупционными правонарушениями являются:

1. вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;

2. принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством оплаты труда;

3. предложение или предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицу имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;

4. действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;

Бывший директор одной из строительных организаций, являясь государственным должностным лицом, в нарушение требований законодательства при имеющейся на предприятии задолженности по выплате заработной платы работникам,  в целях незаконного извлечения выгоды для себя, отдал указание ведущему экономисту о начислении ему вознаграждения в виде премии в сумме 969 001 рубль.

5. незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом от любой деятельности в виде действия или бездействия, вымогательства или принятия имущества или другой выгоды;

6. принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом имущества (подарков), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получение другой выгоды для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей;

Справочно: не является получением взятки принятие должностным лицом сувениров и подарков при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, а равно подарков по случаю дня рождения и праздников, если они были вручены должностному лицу без какой-либо обусловленности вознаграждения соответствующими действиями по службе. Если же будет установлено, что под видом подарка передавалась взятка за использование должностным лицом своих служебных полномочий в интересах лица, вручившего подарок, то содеянное квалифицируется как взяточничество независимо от стоимости предмета взятки.

7. осуществление государственным должностным или приравненным к нему лицом поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;

8. передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности либо в собственности организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц (новелла), если это не предусмотрено законодательными актами;

9. использование государственным должностным лицом в личных, групповых (новелла) и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для выполнения государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено актами законодательства;

10. использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, займа (ранее было «ссуды»), приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества;

11. мелкое хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями (новелла).

 

Надзорная деятельность органов прокуратуры Брестской области в 2017 году

В 2017 году организация надзора за соблюдением законодательства о борьбе с коррупцией осуществлялась на основании результатов анализа криминогенной ситуации в регионах области, указывающей на коррупционные проявления в разрезе сфер деятельности, информации, накопленной в отношении конкретных объектов проверки, и запроса дополнительных сведений из правоохранительных и контролирующих органов.

Органами прокуратуры Брестской области сформирована превентивная система сбора сведений о нарушениях законодательства коррупционной направленности, обеспечено поступление информации из финансовых органов о распределении бюджетных средств, в том числе в рамках реализации мероприятий государственных программ, налажен обмен информацией с оперативными подразделениями МВД и КГБ Республики Беларусь, КГК Республики Беларусь по Брестской области.

При осуществлении надзора за соблюдением антикоррупционного законодательства органами прокуратуры области в 2017 году (в сравнении с 2016 г.) проведено 127 (126) проверок, по которым внесено 122 (117) представления, вынесено 150 (108) предписаний, принесено 23 (21) протеста, официально предупреждено 173 (162) должностных лица.

По требованиям прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено 496 (443) лиц, в том числе 3 освобождено от занимаемой должности, к административной - 109 (74), материальной - 94 (109) физических лиц, 5 юридических лиц. В анализируемом периоде по результатам надзорных проверок возбуждено 11 уголовных дел.

В анализируемом периоде органами прокуратуры области проверки соблюдения антикоррупционного законодательства проведены в местных исполнительных и распорядительных органах и их структурных подразделениях, сельскохозяйственных и промышленных предприятиях. Комплексно проверена организация работы по противодействию коррупционным проявлениям в деятельности организаций, входящих в систему РУП «Брестэнерго», а также организаций мясомолочной и строительной отраслей, жилищно-коммунального хозяйства, по агрохимическому и материально-техническому обеспечению производителей сельскохозяйственной продукции.

Во всех проверенных сферах выявлены нарушения в организации и планировании работы по предупреждению коррупционных проявлений, в том числе со стороны комиссий по противодействию коррупции, установлены факты ненадлежащего выполнения требований законодательства в части оформления и соблюдения обязательств государственных должностных лиц и в сфере декларирования обязанными лицами доходов и имущества, ненадлежащего учета рабочего времени, при проведении закупок товаров (работ, услуг), в том числе в сфере строительства, и распоряжении государственным имуществом, что нередко влекло факты совершения государственными служащими, должностными лицами субъектов хозяйствования государственной формы собственности либо с преобладающей долей собственности государства в уставном фонде коррупционных проявлений.

Так, Пинским межрайонным прокурором 20.02.2017 по результатам проведенной совместно с Пинским МО УДФР КГК Республики Беларусь по Брестской области и Пинским МКГК по Брестской области проверки возбуждено уголовное дело по ч.4 ст.210 УК Республики Беларусь в отношении директора УП «УКС города Пинска», который, имея единый умысел на завладение денежными средствами предприятия, в период с 02.07.2014 по 05.09.2016, в результате незаконного начисления и выплат премий, единовременных и стимулирующих выплат без согласования с вышестоящей организацией, а также материальной помощи, путем злоупотребления служебными полномочиями завладел принадлежащими предприятию денежными средствами. Пользуясь служебным положением, на протяжении двух лет руководитель также устанавливал размеры тарифных окладов работникам предприятия сверх максимально предусмотренных законодательством, что повлекло незаконные начисление и выплату им заработной платы и явилось основанием для возбуждения в отношении него уголовного дела по ч. 3 ст. 426 УК Республики Беларусь (в последующем его действия  переквалифицированы на ст. 428 УК Республики Беларусь).

Выявленные Барановичской межрайонной прокуратурой и ревизионной комиссией РУП «Брестэнерго» нарушения антикоррупционного законодательства, связанные с ненадлежащей организацией работы по противодействию коррупции, непринятием мер по устранению ранее выявленных нарушений, а также  законодательства о закупках в сфере строительства, выразившиеся в даче членам конкурсной комиссии незаконных указаний о проведении в 2013-2016 годах фиктивных процедур на закупку изделий из ПВХ у ООО «Окна-тут» и металлопрофиля у ЧУП «ТехноКонтинент» по завышенным ценам, явились основанием для увольнения на основании п. 4 ст. 42 ТК Республики Беларусь директора филиала «Барановичиэнергострой» РУП «Брестэнерго». Кроме этого, по факту лоббирования интересов указанных компаний в отношении данного руководителя Барановичским МО СК Республики Беларусь возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 426 УК Республики Беларусь.

Прокуратурой области практикуется проведение совместных с УКГБ по Брестской области проверок и оперативное их сопровождение сотрудниками комитета.

Так, по результатам рассмотрения постановления прокуратуры области от 29.04.2017 о возбуждении дисциплинарного производства, приказом председателя наблюдательного совета ОАО «Брестоблавтотранс» от 12.05.2017 на основании п.5-1 ст. 47 Трудового кодекса Республики Беларусь расторгнут контракт с генеральным директором ОАО «Брестоблавтотранс», который, как установлено, на протяжении 2016 года и по апрель 2017 года систематически лично совершал действия, связанные с управлением коммерческой организацией - СООО «КаменецСпецТранс» (деятельность в области перевозок грузовым автомобильным транспортом): контролировал работу директора общества, давал ему указания по телефону и при встречах, в том числе и в рабочее время, давал указания директору общества по вопросам организации хозяйственной деятельности, согласовывал стоимость и необходимость приобретения запасных частей для автотранспорта СООО «КаменецСпецТранс», ремонта автотранспорта, давал указания главному бухгалтеру предприятия о размерах дивидендов, подлежащих к выплате учредителям этого предприятия, исходя из полученной прибыли, а также определял размер премирования работников.

На основании постановления прокурора Пружанского района от 20.10.2017 к дисциплинарной ответственности в виде увольнения (приказ Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды) привлечен начальник районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, который в сентябре 2017 года посредствам влияния авторитета, обусловленного исключительно занимаемым положением, совместно с лесничими ГЛХУ «Пружанский лесхоз» произвел незаконную вырубку деревьев на территории биологического заказника. Данную древесину «по согласованию» с главным инженером комбината кооперативной промышленности  перевозил на служебной технике комбината без оплаты. Своими действиями начальник райинспекции совершил предусмотренное абз. 4 ч. 1 ст. 25 Закона правонарушение, создающее условия для коррупции, выразившееся в использовании служебного положения при решении личных вопросов.

Особое внимание органами прокуратуры области уделяется вопросам профилактики  коррупционных проявлений в сфере государственных закупок.

Так, выбор в качестве вида процедуры государственной закупки запроса ценовых предложений вместо подлежащего применению электронного аукциона по закупке комплекта оборудования для объекта «Внедрение энергоэффективной хлебопекарной печи в комплекте с дополнительным хлебопекарным оборудованием на хлебозаводе филиала «Кооппром» Каменецкое райпо» ориентировочной стоимостью 120 000 рублей, финансируемого из бюджета в рамках Государственной программы «Энергосбережение» на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2016 №248, явилось основанием для вынесения прокуратурой области 25.05.2017 предписания об отмене процедуры. Кроме этого, по инициативе прокуратуры области за допущенные нарушения законодательства к дисциплинарной ответственности привлечено 6 должностных лиц райпо. 

По аналогичному основанию по инициативе прокуратуры области КСУП «Стытычевское» Пинского района 17.04.2017 отменена процедура государственной закупки фосфорных удобрений ориентировочной стоимостью 107 536,58 рублей, финансируемых из бюджета в рамках Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015 годы и на период до 2020 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2010 № 1922.

В связи с явными нарушениями законодательства, связанными с неправильным выбором процедуры государственной закупки, ограничением доступа поставщиков к участию в процедуре государственной закупки посредством детализации технических характеристик предмета закупки, несоответствием документации о закупке требованиям законодательства и наличием в ней противоречий, по инициативе прокуратуры области, Барановичской и Пинской межрайонных прокуратур, прокуратур Каменецкого, Ивановского, Пружанского и Березовского районов также отменены процедуры государственных закупок, проводимых ГЛХУ «Брестский лесхоз» (автомобиль УАЗ 39094 или аналог ориентировочной стоимостью 25 000 рублей), ГЛХУ «Барановичский лесхоз» (автомобиль УАЗ 39094 ориентировочной стоимостью 25 860 рублей), ОАО «Беловежский» Каменецкого района (масла и фильтры для тракторов и комбайнов ориентировочной стоимостью 31 500 рублей), УССО «Барановичский государственный музыкальный колледж» (текущий ремонт здания и части ограждения по ул. Горького, 91, в г. Барановичи без указания ориентировочной стоимости), ОАО «Логишин» Пинского района (услуги по ремонту и техническому обслуживанию оборудования для сельского хозяйства ориентировочной стоимостью 16 226 рублей), отделом образования, спорта и туризма Каменецкого райисполкома (легковой автомобиль GeelyEmgrandX7 ориентировочной стоимостью 30 000 рублей и текстильные изделия и одежда для ГУО «Высоковский ясли-сад» ориентировочной стоимостью 44 394 рубля), отделом образования, спорта и туризма Пинского горисполкома (комплекты постельного белья для подведомственных учреждений образования ориентировочной стоимостью 33 400 рублей), КУСП «Березовское» Березовского района (семеня люцерны ориентировочной стоимостью 25 200 рублей), Хоревским сельисполкомом Пружанского района (выбор подрядчика на проведение ремонта котельной сельисполкома), ОАО «Боровица» Ивановского района (запасные части к кормоуборочным и зерноуборочным комбайнам ориентировочной стоимостью 25 800 рублей).

В 2017 году по инициативе органов прокуратуры области отменено 13 начатых с явным нарушением законодательства процедур государственных закупок на сумму 500 000 деноминированных рублей.

На основании постановления Барановичской межрайонной прокуратуры Барановичским межрайонным комитетом государственного контроля в январе 2017 года к административной ответственности по ч. 4 ст. 11.16 КоАП Республики Беларусь привлечено 8 членов конкурсной комиссии УКРСП «Барановичиремстрой» за применение преференциальной поправки к товарам признанного победителем процедуры государственной закупки участника, не подтвердившего права на ее применение.

Ограничение права на участие в процедуре государственной закупки посредством детализации предъявляемых к месту расположения участников требований явилось основанием для привлечения прокуратурой Ивановского района 9 членов конкурсной комиссии отдела образования, спорта и туризма райисполкома к дисциплинарной ответственности. 

Прокуратурой Ганцевичского района 28.06.2017 к административной ответственности привлечен председатель конкурсной комиссии УЗ «Ганцевичская ЦРБ», допустивший ограничение прав потенциальных поставщиков на участие в запросе ценовых предложений по закупке пылесоса посредством указания конкретной модели предмета закупки, а также выбор победителем участника, предложение которого не соответствовало техническому заданию.  

Удельный вес совершенных в 2017 году коррупционных преступлений составил 2,8% от общего числа зарегистрированных преступлений.

Анализ статистических данных показывает, что на протяжении ряда лет наибольшее число зарегистрированных преступлений составляют преступления, связанные с хищением путем злоупотребления служебными полномочиями (ст.210 УК) и со взяточничеством (ст.ст.430-432 УК).

В 2017 возросло количество зарегистрированных преступлений по ст.424 УК (злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности).

   Выявленные в 2017 году на территории области коррупционные преступления по своей структуре и сферам экономической деятельности примерно аналогичны выявленным преступлениям в других областях республики.

Преступления коррупционной направленности зарегистрированы в следующих сферах экономической деятельности:

- транспорт и транспортная деятельность – 44 (2016 год - 33);

- сельское хозяйство – 30 (19);

- торговля – 22 (11);

- здравоохранение – 21 (9);

- промышленность (в том числе пищевая) – 17 (4);

- архитектура и строительство – 13 (4);

- образование – 7 (12);

- страхование – 2 (1);

- прочие -17 (27).

В области сельского хозяйства и продовольствия наиболее совершаемыми преступлениями явились преступления, связанные с

хищениями путем злоупотребления служебными полномочиями (26), а также незначительное количество преступлений по ст.424 УК и ст.430 УК Республики Беларусь.

Например, приговором суда Кобринского района от 20.06.2017 за совершение преступления, предусмотренного ч.2 ст.210 УК Республики Беларусь осуждены главным агрономом СПК «Кутузовский» (Кобринский район) и заведующая складом ГСМ, запасных частей и прочих материалов ОАО, которые в период с 15.05.2016 по 30.09.2016, вносили заведомо ложные сведения в требования-накладные о получении ядохимикатов со склада, а также в акты об использовании химических средств защиты растений, указывая большее количество выданных и использованных ядохимикатов, чем было выдано и использовано фактически, завышая таким образом количество фактически выданных и использованных ядохимикатов, в результате чего формировали излишек и скрывали недостачу отобранных для хищения материальных ценностей ОАО, которыми завладели на общую сумму 1552 рублей 97 копеек.

Анализ обстоятельств совершенных преступлений свидетельствует о том, что основными причинами их совершения явилось как стремление отдельных лиц получить выгоду от занимаемых ими должностей путем совершения хищений, так и путем злоупотребления (превышения) должностных полномочий, что, в свою очередь, может свидетельствовать об имеющихся недостатках при подборе и расстановке кадров, отсутствие должного ведомственного контроля ряда организаций за действиями отдельных работников.

Герб Брестской области