Восстановление городов, местечек и малых населенных пунктов периферийной глубинки - особая страница недолгой по хронологическим меркам истории Белорусской Советской Социалистической Республики. Их возрождение из пепла и руин произошло в рекордно короткие сроки – благодаря отлаженному механизму взаимодействия и взаимовыручки на уровне всей необъятной страны Советов. Эффект консолидации оказался высок: Брест – наглядное тому подтверждение.
Дороги помощи
… Из журнала боевых действий 160-й стрелковой дивизии: «В ночь на 28.7.1944 противник был вынужден возобновить отход. 1295-й стрелковый полк захватил Волынку, продвинулся к реке Мухавец и к 6.00, использовав переправу, которую противник не успел уничтожить, ворвался на юго-западную окраину Бреста. Сломив здесь после короткого боя сопротивление арьергардных частей врага, к 7.40 полк вышел вдоль западной окраины Бреста в район станции Брест-Центральный и часом спустя в район предместья Граевское»… Представшую удручающую картину разрухи и запустения впоследствии детально описал бывший первый секретарь Брестского областного комитета КП(б)Б Тупицын: «Утром 28 июля 1944 года нам стало известно об освобождении Бреста, и мы двинулись в путь в 17 часов… Вот главная магистраль города – проспект 17 Сентября (сейчас ул. Ленина – Прим. Е.Л.). Многие здания улицы были разрушены еще 22 июня 1941 года. На руинах этих домов вырос бурьян. От здания театра остались только обгоревшие стены, в которых зияют огромные пробоины…Район вокзала – и тут запустение. На путях – взорванные паровозы, вагоны. Переезд к вокзалу разрушен».
Статистика скрупулезных подсчетов оказалась не менее шокирующей: ущерб, нанесенный гитлеровцами народному хозяйству города, составил свыше 303,7 млн рублей, из них по промышленности – 45,4, коммунальному хозяйству – 42,9, здравоохранению – 13,4, народному образованию – 5,5, торговле – 2,9 млн рублей. Оккупанты взорвали и сожгли 2 электростанции, хлебозавод, 11 пекарен, 6 мельниц, мясокомбинат, ликеро-водочный и пивоваренный заводы, паровозное и вагонное депо, мастерские, взорвали сооружения Днепровско-Бугского канала, разрушили полностью или частично свыше 3,3 тысячи домов. Согласно официальным данным, Брест тогда лишился половины своего жилого фонда. Становилось очевидным: практически стертый с лица земли до основания город, в котором оставалось менее 15 тысяч жителей из почти 69 тысяч, проживающих тут до войны, самостоятельно, собственными силами, отстроиться заново не был способен. Для этого требовалась экстренная поддержка – и она пришла незамедлительно.
В те времена для приграничья каждая отремонтированная и вновь пущенная в эксплуатацию железнодорожная колея воспринималась как очередная дорога помощи, обеспечивающая снабжение продолжающих наступление частей Красной Армии и в то же время - доставку всего необходимого для скорейшего возвращения города над Бугом в привычную колею созидательной мирной жизни. Так, в Брест были направлены энергопоезд мощностью 1000 кВт и дизельная станция в 250 кВт, обеспечивающие город электроэнергией до восстановления местной электростанции в 1948 году. Уже 2 августа 1944 года областной центр принял первый эшелон трудящихся из ранее освобожденных восточных районов, своим трудом внесших достойную лепту в благое дело возрождения.
Наладить работу железной дороги удалось в буквальном смысле слова в считанные дни и месяцы. В восстановлении Брестского железнодорожного узла принимали участие не менее 8 тысяч человек городского и сельского населения. Уже 31 июля было открыто движение по линии Барановичи – Брест. Около 12 тысяч рабочих и 1400 сельских тружеников за пять дней (!) отремонтировали железнодорожный мост через Западный Буг. За двадцать героических дней были восстановлены все 1115 километров Брест – Литовской железной дороги, и уже к концу 1944 года она пропускала по 90 пар поездов в сутки – вдвое больше, чем перед войной!
Вокзал: остановка с комфортом
Одним из первых в городе объектов приложения объединенных усилий, средств, людских и материально-технических возможностей, соответственно, оказался железнодорожный вокзал Брест-Центральный - въездная «визитная карточка» советской державы с западного направления. Приступивший здесь к работе 2 августа 1944 года слесарь Владимир Васильевич Финцклер рассказывал, что к моменту освобождения его черепичная крыша была пробита, скорее всего, попавшим в нее снарядом, сильно пострадало здание почты, а сам вокзал и прилегающие территории оказались заминированы. Саперы вели разминирование около двух недель, и только после этого персонал был допущен к выполнению своих обязанностей.
Издание «Брестский железнодорожный вокзал - западные ворота страны» (Минск, «Энциклопедикс», 2005) повествует, в том, числе, об особенностях его функционирования на тот момент: «Развернулись ремонтные работы и на Брестском вокзале. Восстанавливалось пассажирское здание, очищались подвалы, благоустраивалась прилегающая территория. Большую помощь работникам вокзала оказывали городские власти.
Начальником вокзала сразу после освобождения Бреста был назначен Владимир Баранов. Его отчество, к сожалению, установить не удалось.
Рабочие и служащие поддержали инициативу саратовских железнодорожников о проведении месячника по наведению чистоты и порядка на вокзалах страны и культурному обслуживанию пассажиров. В это время очищена от хлама и мусора привокзальная площадь, посажено много деревьев и кустарников, покрашены и побелены помещения вокзала, установлено новое технологическое оборудование, протянуты линии связи. Все это позволило уже к середине 1945 года значительно увеличить пропускную способность помещений вокзала, улучшить обслуживание пассажиров.
Сотни советских людей возвращались на Родину – бывшие узники концентрационных лагерей, те, кого угнали на принудительные работы в Германию. Каждого нужно было накормить, одеть, оказать медицинскую помощь. В связи с этим на вокзале появился специальный пункт по приему репатриантов. В комнатах отдыха для них организовывались концерты, лекции, демонстрировались кинофильмы».
Театр – дело молодых
Примечательно, что в насущных заботах о восстановлении народного хозяйства не ушли в тень, на второй план культурные нужды и потребности горожан. Воссоздать для благодарных зрителей буквально по кирпичику упомянутый ранее театр, превращенный войной в груду развалин, было доверено молодым. Об этом можно судить по небольшой заметке «В Бресте будет театр», которая появилась на страницах газеты «Комсомольская правда» в номере за 12 октября 1944 года. Тогда в ней сообщалось, что восстановление театра – дело молодежи. Уже 15 октября по решению Брестского горкома комсомола был проведен первый массовый молодежный «восстановительный» воскресник. Интересная деталь: парни и девушки, непосредственно участвовавшие в возрождении родного города, имели личные книжки, в которой велся учет отработанных часов.
Брестский областной драматический театр имени Ленинского комсомола Белоруссии распахнул двери в октябре 1945 года. Первыми его актерами были выпускники Московского городского театрального училища, сыгравшие первые спектакли – «Вечер старинных водевилей», «Игра любви и случая» П. Мариво, «Мещане» М. Горького – соответственно, в столице Советского Союза. С 1949 года творческий коллектив пополнился актерами Могилевского областного театра. Справочной литература содержит приведенные далее сведения о деятельности брестских профессиональных театралов: «Постановками «Молодая гвардия» по А. Фадееву, «Иринка» К. Черного и «Как закалялась сталь» по Н. Островскому театр начал разрабатывать героико – романтическую тематику, определяющую его основное идейно – творческое направление. Эту тему театр продолжил спектаклями о событиях Великой Октябрьской социалистической революции и Гражданской войны, героизме советских людей в Великую Отечественную войну: «Юность отцов» Б. Горбатова, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Константин Заслонов» А. Мовзона. Особе место в творческой жизни театра принадлежит спектаклю «Брестская крепость» по пьесе К. Губаревича, отличающемуся романтической приподнятостью, напряженным внутренним действием. В 1960 году спектакль был показан в Москве на сцене Кремлевского театра, в 1967 году он был удостоен премии Ленинского комсомола».
По планам
Даже сегодня, в эпоху высоких скоростей и быстрых технологий, интенсивность темпов восстановления приграничья не может не впечатлять. Так, уже вскоре после освобождения в Бресте наладили энерго- и водообеспечение, работу порта и Днепровско-Бугского канала, сети магазинов, столовых, лечебных учреждений, стали выпускать продукцию хлебозавод и мясокомбинат. 1 сентября 1944 года возобновили деятельность детские сады и школы…
Дальнейшее восстановление и развитие города осуществлялось в соответствии с планами четвертой пятилетки на 1946 – 1950 годы. За это время на восстановление народного хозяйства было израсходовано 83,6 млн рублей, из них 23,8 - на развитие промышленности. В течение только этой первой послевоенной пятилетки вступили в строй 38 предприятий и артелей, в том числе две электростанции, мельница, электромеханические, вагоно-, судо-, авторемонтные и ремонтно-механические мастерские, трикотажная и мебельная фабрики, началось строительство завода сборного железобетона. В сравнении с 1945 годом выпуск валовой продукции увеличился в 4,5 раза, численность рабочих возросла в пять раз.
Многое делалось и в социальной сфере. Сохранившиеся сведения говорят сами за себя, не нуждаясь в дополнительных комментариях. Только по результатам этого пятилетия в городе над Бугом были открыты 21 общеобразовательная школа на 8175 учащихся, 4 ремесленных училища и школы ФЗО, стали действовать 6 больниц на 690 коек, 3 поликлиники, 3 амбулатории, 2 диспансера, 5 фельдшерских пунктов и столько же аптек. Работали областная библиотека, краеведческий музей, медицинское и музыкальное училища, 3 кинотеатра, 17 клубов, 45 библиотек с книжным фондом свыше 180 тысяч экземпляров, 11 детских дошкольных учреждений, 266 торговых точек. И еще несколько заслуживающих упоминания цифр: в названный период на восстановление и строительство жилья в Бресте израсходовали 1054 тысяч рублей, что позволило предоставить нуждающимся горожанам 626 домов общей площадью около ста тысяч квадратных метров.
Перспективы будущего Бреста определил еще один важный документ – утвержденный в 1948 году генеральный план, согласно которому статус главных магистралей города придавался улицам Московской и Ленина.
Источник: областная газета «ЗАРЯ»