XVI век
12/03/2013 06:03
Население - 6-7 тысяч человек
Ремесленники - 1/4 всех жителей
Ремесленных специальностей - 56
Домовладельцев - 1091
Усадеб - 1166
Улиц - 26
Трудно начинался для Берестья 1500 год. 15-тысячное войско крымских татар хана Менгли Гирея разорило и разрушило город. Не покорив замок, но получив от горожан большой откуп, татары отступили.
Берестье снова быстро восстанавливается. Берестейцы освобождаются от налогов при торговле пивом, медом и воском. В пользу города идут сборы с привозного зерна, часть доходов каждой лавки и корчмы, городская ратуша содержится на средства бани и воскобойни.
Крепнут торговые связи городского купечества с белорусскими городами - Слуцком, Менском, Могилевом, а также с украинскими, польскими и литовскими. Через Берестье с запада везут бумагу, олово, изделия из железа, соль, пряности, с востока - необработанные меха, кожи, воск, кованые пояса и др. Трижды в год проводятся двухнедельные международные ярмарки.
Город богатеет. Берестейская таможня по доходам для государственной казны становится второй в Великом княжестве Литовском. На глазах вырастают 2-3-этажные деревянные дома. На одной из замковых башен устанавливаются часы с боем, на другой - колокол.
На сеймах, проходивших в Берестье, неоднократно обсуждаются вопросы защиты города. Сейм 1513 г. утвердил Военный устав Великого княжества Литовского, согласно которому в случае войны Берестье обязано было выставить 150 конных воинов и внести в государственную казну денежный сбор в размере 3000 грошей.
С 1520 г. Берестье становится центром повета Подлясского воеводства. Сильный пожар 1525 г. уничтожает замок и административный центр города. После этого деревянные дома в городе строятся не выше двух этажей, а пострадавшие от стихии горожане на 10 лет освобождаются от всех налогов и повинностей.
В XVI в. в Великом княжестве Литовском широкое распространение получает реформационное движение, кальвинизм, направленные на обновление католицизма. В 1550 г. берестейским старостой назначается глава кальвинистов Великого княжества Литовского Николай Радзивилл Черный, по инициативе и на средства которого в 1553 г. в Берестье построены первые на белорусских землях кальвинский собор и типография.
Берестейская типография (1553-1570)
Более 40 религиозных, исторических, правовых и полемических книг на польском и латинском языках издано в типографии. Берестейские книги отличались изысканностью и качеством оформления: в них широко использовались ренессансная графика, наборный орнамент, заставки, концовки, фигурная ксилография, готический шрифт.
Особое место в истории берестейского книгопечатания занимает песенное творчество. В 1558 г. увидел свет сборник песен Яна Зарембы, затем - сборники-канционалы народных мелодий. Непосредственное участие в их издании принимал известный просветитель, переводчик, поэт и музыкант Циприян Базилик - один из последователей Франциска Скорины. Именно под его руководством типография достигла наивысшего расцвета.
В 15б3 г. для распространения идей Реформации по инициативе и на средства Николая Радзивилла Черного в берестейской типографии была напечатана всемирно известная Брестская (Радзивилловская) Библия, которая представляла собой полный текст Священного писания на польском литературном языке XVI в. Эта Библия стала одним из самых полных и совершенных изданий своего времени на территории Великого княжества Литовского. В ней 738 страниц, 14 гравюр-иллюстраций. С большим мастерством выполнены заставки, виньетки, заглавные буквы-инициалы. На полях страниц располагаются комментарии к тексту. Гравюры "Потоп", "Колены Израилевы", "Фонтан" признаны шедеврами белорусской графики.
Первая страница Библии отведена гербу Радзивиллов. Далее идут посвящения королю и
Великому князю Сигизмунду Августу, предисловие, тексты Старого и Нового Заветов, календарь чтений. Впервые в истории книгопечатания в Беларуси в Брестской Библии помещен предметный указатель.
Дошедшие до нашего времени экземпляры или фрагменты этого редкого издания составляют предмет гордости библиотек и архивов Минска, Вильнюса, Кракова, Москвы, Санкт-Петербурга...
Позднее в Берестейской типографии вышли "Псалтырь", антикатолическая программа "Протей". Анонимный "Разговор поляка с литвином" поднимал важные государственные и общественно-политические проблемы Польского королевства и Великого княжества Литовского накануне подписания Люблинской унии.
В 1570 г. типография в Берестье прекратила свое существование. Берестейские издания - величайшая редкость. Но и немногие экземпляры, сохранившиеся до наших дней, позволяют сделать вывод об огромном значении берестейской типографии в истории книгопечатания на территории Великого княжества Литовского.
В 1566 г. было образовано Берестейское воеводство, в которое вошел и Берестейский повет.
Город постепенно расширяет свои границы. В 1566 г. он состоял из трех основных частей: замка (на месте детинца древнего Берестья), "места" - основной городской территории (на острове, образованном Западным Бугом и рукавами Мухавца) и "Замухавечья" (на правом берегу Мухавца). Магистрат, суд, рыночная площадь, церкви и монастыри, дома зажиточных горожан располагались в замковой части города. "Место" и замок были соединены мостом. На рассвете каждого дня на замковой башне играл песню трубач.
К тому времени в Берестье проживали каменщики, печатники, лекари, золотых дел мастера, оружейники, жестянщики, стеклодувы, игольщики, шапочники, зодчие, живописцы и даже скоморохи.
После смерти Радзивилла Черного берестейским старостой был назначен Евстафий Валович - видный государственный и общественный деятель Великого княжества Литовского, гуманист, меценат-просветитель, один из авторов второго издания Статута Великого княжества Литовского 1566 г. - свода основных законов.
Люблинская уния 1569 г. объединила Великое княжество Литовское и Польшу в федеративное государство - Речь Посполитую. В этот период в документах Берестье наряду со старым названием зачастую упоминается по-новому - как Брест Литовский. Канцлер Великого княжества Литовского, известный политический деятель своего времени Лев Сапега, разработал в 1588 г. на белорусском языке третье издание Статута, в котором был закреплен автономный политико-правовой статус Великого княжества Литовского в составе Речи Посполитой.
Люблинская уния содействовала активизации католицизма. Благодаря поддержке глав церкви, государства, города, в Берестье получили широкое распространение католические монашеские ордена августинцев, базилиан, бригиток, доминиканцев, иезуитов, тринитариев и др. Все они наделялись обширными земельными участками, строили костелы и монастыри, открывали при них школы.
Распространение католицизма вызывало недовольство местного населения. С целью сохранения белорусской культуры и языка при православных церквях и монастырях стали образовываться братства - религиозно-добровольные и культурные объединения, которые вели активную культурно-просветительскую деятельность.
В 1591 г. при Николаевской церкви было учреждено православное братство, в которое вошли горожане разного социального происхождения. При церкви начала действовать братская школа, в которую из Львова в 1592 г. приезжает работать наставником известный педагог Лаврентий Зизаний Тустановский, в Берестье подготовивший к печати первый на Беларуси и Украине букварь - "Азбуку". Она состоит из алфавита, двухбуквенных и трехбуквенных слогов, молитв для чтения, толкования молитв, толкового словаря - "Лексиса".
Обучение в братских школах носило демократический характер. В них обучались мальчики всех сословий. В братской школе преподавали богословие, грамматику арифметику, геометрию,
диалектику, риторику, астрономию и музыку, славянский, белорусский, греческий, латинский и польский языки. Большое внимание в школе уделялось нравственному воспитанию. В отличие от большинства учебных заведений Европы в брестской братской школе практически не использовалось наказание розгами.
В 1596 г. на церковном соборе в Николаевской церкви провозглашается Брестская уния, объединившая на территории Речи Посполитой православную и католическую церкви.