О подходах по формированию механизмов государственной поддержки инновационных проектов, направленных на эффективное инновационное развитие республики в соответствии с национальным определением инновационного развития
Национальное инновационное развитие – процесс трансформации сферы общественного производства посредством создания и внедрения новой для республики продукции (товаров, работ, услуг) и (или) технологий преимущественно на основе отечественных разработок высокого технологического уровня в соответствии с приоритетными направлениями научной, научно-технической и инновационной деятельности для обеспечения национальной безопасности в научно-технологической сфере и создания условий для устойчивого экономического роста.
Справочно:
1. В рамках Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь (далее – Государственная программа) предметом государственной инновационной политики является сфера производства, а не распределения или потребления материальных благ и услуг.
2. Инновационное развитие предполагает освоение новшеств. Для Государственной программы минимальным уровнем новизны выступает уровень республики, а не отдельного предприятия, что допускается в рамках международных подходов.
3. Внедрение новшеств осуществляется с целью максимизации эффекта от реализации имеющегося в стране потенциала (совокупности ресурсов). При этом предусматривается повышение не только экономической, но и социальной эффективности.
4. Одним из принципов Государственной программы выступает оптимальное сочетание внедрения отечественных разработок и трансфера зарубежных технологий. Предложенное определение инновационного развития страны предусматривает приоритет государственной политики на внедрении отечественных разработок высокого технологического уровня, поскольку наибольший эффект в сфере инноваций обеспечивается первенством разработки и внедрения новой продукции или способов производства.
С учетом данного определения инновационного развития Республики Беларусь и критериев оценки уровня инновационности проектов для целей их реализации в рамках Государственной программы на 2021 – 2025 годы разработаны подходы по формированию механизмов государственной поддержки инновационных проектов, направленных на эффективное инновационное развитие республики (таблица).
Таблица. Подходы по формированию механизмов государственной поддержки инновационных проектов (в соответствии с национальным определением инновационного развития и критериями оценки уровня инновационности)
Механизм государственной поддержки инновационных проектов |
Критерии оценки уровня инновационности проектов |
|
критерии допуска к конкурсному отбору |
критерии ранжирования |
|
I уровень инновационности |
||
1. Финансирование реализации проекта из средств инновационных фондов на безвозвратной основе |
1. Новизна технологий и (или) продукции для Республики Беларусь. 2. Организация технологического процесса, обеспечивающего средний уровень добавленной стоимости на одного работающего, аналогичный среднему уровню добавленной стоимости на одного работающего по соответствующему виду экономической деятельности в Европейском союзе либо превышающий этот уровень. 3. Экспортная ориентированность инновационного проекта (превышение экспорта над импортом). |
1. Внедрение результатов научно-технической деятельности организаций-резидентов Республики Беларусь. 2. Уровень технологического уклада внедряемых новшеств (приоритет проектам V и VI технологических укладов). 3. Для инновационных проектов, направленных на преобразование новшеств в инновации в сфере производства товаров, – «Прирост экспортной добавленной стоимости за счет государственной поддержки»*. Для инновационных проектов, направленных на преобразование новшеств в инновации в сфере услуг, – «Прирост добавленной стоимости за счет государственной поддержки» или «Прирост экспорта за счет государственной поддержки». 4. Динамический срок окупаемости проекта. |
II уровень инновационности |
||
2. Финансирование на льготной возвратной основе Белорусским инновационным фондом: без залога, сроком до 9 лет с отсрочкой платежей по основному долгу до 3 лет, с процентной ставкой в размере 0,5 ставки рефинансирования. |
1. Новизна технологий и (или) продукции для Республики Беларусь. 2. Внедрение результатов научно-технической деятельности организаций-резидентов Республики Беларусь. |
1. Уровень технологического уклада внедряемых новшеств (приоритет проектам V и VI технологических укладов). 2. Для инновационных проектов, направленных на преобразование новшеств в инновации в сфере производства товаров, – «Прирост экспортной добавленной стоимости за счет государственной поддержки»*. Для инновационных проектов, направленных на преобразование новшеств в инновации в сфере услуг, – «Прирост добавленной стоимости за счет государственной поддержки» или «Прирост экспорта за счет государственной поддержки». 3. Динамический срок окупаемости проекта. |
III уровень инновационности |
||
3. Финансирование на возвратной основе ОАО «Банк развития Республики Беларусь» с процентной ставкой в размере 0,5 ставки рефинансирования в пределах сумм денежных средств, внесенных в уставный фонд ОАО «Банк развития Республики Беларусь» на указанные цели (в соответствии с проектом Указа Президента Республики Беларусь «О республиканском централизованном инновационном фонде»). 4. Возмещение части процентов (до 50 процентов) за пользование кредитами коммерческих банков Республики Беларусь и ОАО «Банк развития Республики Беларусь». |
1. Новизна технологий и (или) продукции для Республики Беларусь. |
1. Внедрение результатов научно-технической деятельности организаций-резидентов Республики Беларусь. 2. Уровень технологического уклада внедряемых новшеств (приоритет проектам V и VI технологических укладов). 3. Для инновационных проектов, направленных на преобразование новшеств в инновации в сфере производства товаров, – «Прирост экспортной добавленной стоимости за счет государственной поддержки»*. Для инновационных проектов, направленных на преобразование новшеств в инновации в сфере услуг, – «Прирост добавленной стоимости за счет государственной поддержки» или «Прирост экспорта за счет государственной поддержки». 4. Динамический срок окупаемости проекта. 5. Обеспечение финансовой реализуемости проекта**. |
*Для целей настоящего документа под государственной поддержкой понимаются выделение средств инновационного фонда на безвозвратной основе, Белорусского инновационного фонда на возвратной основе, а также льготные кредиты ОАО «Банк развития Республики Беларусь», кредиты коммерческих банков для реализации инновационных проектов, часть процентов по которым возмещается из средств РЦИФ.
** Финансовая реализуемость инвестиционного проекта – обеспечение заявителем (кредитополучателем) соблюдения одновременно следующих условий:
достаточность собственных источников, привлекаемых кредитных и заемных денежных средств для финансирования инвестиционного проекта в планируемые сроки;
своевременное погашение привлекаемых долгосрочных кредитов, исполнение иных обязательств в полном объеме.