Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Главная Общество Культура 3D-модели Ружанский дворец

Историческая справка

30/11/2016 07:11

История Ружан и Ружанского дворцово-паркового комплекса

Ружаны были административным и религиозным центром. Действовала деревянная православная церковь Петра и Павла, которая после подписания Брестской унии в 1569 г. была передана униатскому ордену базилиан. В конце XVI в. был основан Троицкий костел. Деньги на его строительство выделила хозяйка местечка Александра Язловецкая (дочь Василия Тышкевича). После Язловецких хозяевами Ружан некоторое время был род Бруханских. Но из-за недостатка средств они заложили имение и не смогли его выкупить. 10 января 1598 г. местечко Ружаны вместе с дворами Белавичи и Сидоровщизна было выкуплено старостой слонимским (затем канцлером Великого Княжества Литовского) Львом Сапегой.

Лев Сапега

Лев Сапега начал активное строительство в Ружанах, хотя сам бывал в своих владениях эпизодически. В некоторых источниках есть сведения, что 1605 г. его поместье состояло из Большого, Среднего и Малого зданий, Гостиного дома, кухни и ряда хозяйственных построек. Так же упоминается искусственное озеро, канал, сад и парк. Здания строились из кирпича. Замок в плане был подобен кресту, имел 2 этажа и 3 башни. Он стоял на возвышенности и был окружен валом. Композиционные центры – замок и площадь, – объединялись центральной улицей. В это же время построены административные здания на рыночной площади, торговые ряды, вымощены улицы, посажены бульвары.

При Льве Сапеге Ружаны были своеобразным центром политической жизни Великого Княжества Литовского. По некоторым сведениям, в Ружанах готовился польско-литовский поход на Москву 1603 – 1604 гг., в нем некоторое время жил будущий российский самозванец Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев). Возле Ружан в 1607 г. появилось предприятие по изготовлению бумаги (паперня). Город разрастался. В XVII в. насчитывалось 400 домов, базилианская школа (открыта в 1615 г.), два монастыря, работали мануфактуры по производству изразцов и кирпича. Все строительство шло вдоль дорог Брест-Слоним и Волковыск-Косово. На пересечении этих дорог находился торговый центр города, доминантой которого являлись православная Петропавловская церковь и католический Троицкий костел. В то время Ружаны были центром ремесел и торговли, здесь размещалось представительство и были свои магазины гильдии минских купцов. В начале XVII в. в Ружанах действовала еврейская община (кагал), которая подчинялась Берестейскому вааду. Разрешение на поселение, строительство домов и синагог евреи получили от Льва Сапеги. Евреи были искусные ремесленники и успешные торговцы. Каждый понедельник в городе проходили ярмарки, на которые съезжались со всей округи.

20 июня 1637 г. город получил Магдебургское право и герб. Согласно привелею была построена ратуша, появился магистрат, в котором находились палаты самоуправления (рада) и суда по уголовным делам (лава). Руководил городом войт, которого с разрешения короля назначал Сапега, а раду возглавлял бурмистр (его ежегодно избирали мещане). Но вся полнота власти принадлежала Сапегам. Право на самоуправление дало Ружанам стимул к экономическому развитию, расцвету торговли и ремесел. Ружаны стали красивым городом, с прямыми улицами, хорошими подъездными дорогами, новым рынком, возле которого размещались каменные дома. В 1687 г. в нем насчитывалось 427 домов.

Герб Сапег «Лис» на воротах их дворца

Ружаны процветали недолго. Многочисленные войны конца XVII – начала XVIII вв. привели город к упадку. Русско-польская (1654 – 1667) и Северная (1700 – 1721) войны прошли через Ружаны. Но больше всего они претерпели от междоусобных войн. Соперники Сапег за власть в Великом Княжестве Литовском объединились и вели боевые действия. Войска Огинских и Вишневцких практически уничтожили ружанские владения в 1696 – 1699 гг. Так как Казимир Ян Сапега поддержал шведов в войне со Швецией, то «союзники» внесли свой вклад в ограбление города. В 1706 г. Карл XII двигаясь на Волынь полностью уничтожил город.

Отсутствие прибыли в ружанских владениях привело к тому, что Сапеги заложили имение Самуэлю Горбачевскому и смогли выкупить его только в 1714 г. В 1728 г. была сделана новая опись имения и города (инвентарий). На то время в Ружанах имелось два рынка (старый и новый), ратуша. На старом рынке находилось 79 магазинов, не считая еврейских. В середине XVIII в. ружанские владения Сапег получили статус графства. Сапеги взялись за возрождение Ружан. В это время был перестроен замок, на месте которого возвели дворец.

По некоторым источникам, первым предприятием в Ружанах была паперня на реке Зельвянке. До 1721 г. в городе существовала мануфактура по производству кунтушовых поясов. В конце XVIII в. работали предприятия по производству сукна, полотна и одеял, шелковых и атласных тканей, поясов и скатертей, обоев, белья, восковых свечек, лакированных карет (экипажей), изразцов, работали лесопилка и мельница.

Активная строительная деятельность в Ружанах в конце XVIII в. связана с именем придворного архитектора Сапег Яна Самуэля Беккера. В это время были перестроены Петропавловская церковь и Троицкий костел, построены корчма и госпиталь. В 1792 г. на кладбище возвели часовню Святого Казимира. Первые светские школы возникли в Ружанах в 70-80 годах XVIII в. В них обучались дети шляхты и других сословий. В конце XVIII в. после третьего раздела Речи Посполитой Ружаны потеряли статус города и вошли в состав Слонимской (1795 г.), а 1801 г. Гродненской губерний. Война с Наполеоном принесла большие разрушения для Ружан. Самые сильные бои произошли возле деревень Могилевцы и Лососин. После окончания войны были открыты новые предприятия: 2 кожевенных и 1 суконное. В 1815 г. начала работу комвольная мануфактура. С давних времен Ружаны являлись центром гончарного производства. Они славились не только всевозможной черноглянцевой посудой, но производством глиняных игрушек.

Развалины дворца Сапег

Отсутствие крупных торговых путей отрицательно сказывалось на экономическом развитии региона. Через город проходил только почтовый тракт. После третьего раздела Речи Посполитой ситуация в крае была напряженная. Шляхта не могла смириться с потерей независимости. Сапеги поддержали восстание, которое вспыхнуло в 1830 г. Чтобы предупредить распространение волнений на бывшей территории Великого Княжества Литовского царское правительство направило регулярные войска. В 1831 г. в Ружаны вошел Елизаветградский полк. Восстание было подавлено. После поражения Сапеги эмигрировали в Англию, а их имения были конфискованы в российскую казну. Из дворца вывезли все коллекции картин и скульптур, архив и уникальную библиотеку. Отдельные страницы истории Ружан связаны и с восстанием 1863 – 1864 гг. под руководством Кастуся Калиновского.

В конце XIX в. население Ружан насчитывало более 5000 жителей. В городе работали 2 кожевенных завода, полотняная и 3 суконные фабрики, 5 мелких предприятий (в том числе 2 водяные мельницы), народное училище, больница, насчитывалось 769 домов. Приблизительно в 1914 г. (во время Первой мировой войны) в результате пожара был разрушен боковой корпус дворца, где в то время размещалась ткацкая фабрика. С 1915 г. город был оккупирован немецкими войсками. В период польско-советской войны 1919 – 1920 гг. Ружаны оккупировали польские войска, а в июле 1920 г. установлена Советская власть. С 1921 по 1939 годы город входил в состав Польши, являясь центром гмины Коссовского повета Полесского воеводства.

В начале 20-х годов ХХ в. Евстафий Сапега, министр иностранных дел Польши, предъявил свои права на Ружанский дворец, благодаря чему удалось вернуть часть конфискованных богатств. Его сын Ян Анджей Сапега переехал в Ружаны вместе с супругой и занялся восстановлением дворца. Жили Сапеги в имении недалеко от Ружан до 1939 г. После воссоединения Западной Беларуси и БССР город стал районным центром. В годы Второй мировой войны Ружаны были оккупированы немецкими войсками и освобождены 13 июля 1944 г. После войны Ружаны имели статус районного центра, а в 1962 г. вошли в Пружанский район и потеряли значение города.

 

История строительства и архитектура Ружанского дворцово-паркового комплекса

Магнатская резиденция в Ружанах была заложена Львом Сапегой. О времени строительства замка-дворца свидетельствуют только косвенные данные, а имя архитектора неизвестно. Скорее всего, дворец строили не месте старого дома Тышкевичей, который находился здесь прежде. Самые первые из ружанских записей относятся к 1602 г. В них говорится о строительстве без указания конкретного места. Возможно, в то время велись земляные работы по созданию искусственного озера, каналов, сада и парка. Из записей 1605 г. приблизительно можно представить структуру имения Сапег того времени. На дворе владельцев возвели три дома – Большой, Средний и Малый, гостиный дом, кухню и ряд хозяйственных строений. Очевидно, дома строились из кирпича, так как есть сведения о ремонте двух кирпичных заводиков. В расходных книгах 1611 г. упоминаются также “каналы в саду”.

О существовании замка-дворца в это время свидетельствует пребывание в Ружанах короля Сигизмунда ІІІ Вазы (1587 – 1632), который в 1609 г., вместе с Сапегой и другими магнатами направлялся в Москву. Сам Лев Сапега во время похода возглавил полк, выставленный за свой счет. Эти же данные также подтверждает 2-дневное пребывание в гостях и пышный приём, устроенный в Ружанах королевичу Владиславу в 1617 г.

Завершение работ по строительству замка-дворца отмечено записью по Ружанской экономии за 1611 г. Его план имел сходство с планом дворца в Ксёндже Вельким (Польша), который был возведен в 1585 – 1595 гг. мастером из Флоренции Санти Гуччи (1538 – 1600). Вероятно, автором первого ружанского замка-дворца являлся либо сам Гуччи, либо его ученик. Комплекс построили в стиле итальянского барокко, о чем можно судить по фрагментам сохранившейся росписи. Он располагался на насыпном возвышении и окружался валом. Замок был двухэтажный с 3 каменными башнями (двумя четырехгранными и одной пятигранной) и в плане выглядел крестообразно. Одна из четырехгранных башен занимала центральное положение на главном (южном) фасаде; вторая фланкировала западный боковой фасад дворца. Третья пятигранная в плане башня занимала северо-восточный угол. В центральной части замка находились зал и вестибюль с лестницей, в боковых частях имелись жилые комнаты, кабинеты, библиотека. Все покои были украшены лепниной, ценными картинами и скульптурой. Под домом в огромных склепах хранился боевой арсенал, провиант, архив с государственными документами, государственная сокровищница Великого Княжества Литовского.

После смерти Л. Сапеги в 1633 г. замок-дворец перешел его старшему сыну Яну Станиславу (1589 – 1635), который занимал должности старосты слонимского, маршалка дворного и маршалка великого. Следующим владельцем стал Казимир Леон (1609 – 1656) – третий сын Л. Сапеги. Он получил отличное европейское образование, учился в Вильно, в Ингальштадтском, Нидерландском, Балонском и Падуанском университетах, владел 8 языками. В разные времена он занимал должности маршалка и подканцлера литовского, был секретарем и великим писарем Великого Княжества Литовского, администратором Брестской экономии, старостой рогачовским. Я. Сапега известен как основатель монастыря картезианцев в Березе и кафедры права в Виленском университете, на содержание профессоров которой выделил 37 тыс. золотых. Не забывал Казимир Леон и о своих ружанских владениях.

В это время дворец уже отличался от прежнего. Перестройка была проведена итальянцем Джованни Батистом Джисленни (1600 – 1672), в результате которого комплекс утратил суровый замковый вид, получив репрезентационое решение с чертами стиля барокко. Главное здание имело два этажа и было крестообразным в плане, в нем сохранились 3 башни. В центральной части дворца, которая выступала на удлиненных фасадах глубокими ризалитами, находились парадные залы и вестибюль с лестницей. В боковой части размещались жилые покои, кабинеты, архив и библиотека. Внутренняя планировка была анфиладной. Дворцовые помещения были украшены мрамором, стуковой лепниной (искусственный мрамор с гипсовой и мраморной крошкой, смешанные с клеем) и росписями. Покои на первом этаже имели своды, а на втором – балочные перекрытия. Под домом находились трехэтажные подвалы, где размещался арсенал, архив, склад провианта.

В средине XVII в. во время русско-польской войны (1655 г.), когда войска российского царя Алексея Михайловича приблизились к Вильно, в Ружаны были перевезены на хранение мощи Святого Казимира, где они находились до конца войны. Поскольку Казимир Леон Сапега и его жена Теодора Тарновская не имели сыновей Ружанский дворец перешел к их дальнему родственнику Павлу Яну Сапеге (1610 – 1665) – воеводе витебскому и гетману литовскому.

Следующим влиятельным наследным владельцем Ружанского имения и дворца был Казимир Ян Сапега (1637 – 1720), которому перешли Ружаны в 1686 г. – один из самых богатых магнатов Великого Княжества Литовского. В 80-я г.г. XVII в. он занимал должности виленского воеводы и гетмана литовского (до этого был чашником ВКЛ, подстолием, подскарбием дворовым, воеводой полоцким, гетманом польным). Этот человек прославился в войнах с турками. На его собственном содержании находилось 30-тысячное войско. В 80-е годы XVII в. почти все высшие государственные посты в княжестве занимали представители рода Сапег. В последнем десятилетии XVII в. (после смерти короля Яна ІІІ Собеского) Казимир Павел Ян находился в оппозиции государственной власти и возглавлял шляхетское движение за восстановление самостоятельности Великого Княжества Литовского. Сапегам противостояла группировка Радзивилов, Огинских и Вишневецких, которые также претендовали на власть и поддерживали саксонского курфюрста Августа Сильного. Антисапежинская конфедерация объявила войну оппозиции и грабила владения Сапег на протяжении 1696 – 1699 гг. Ружанский дворец был опустошен. В 1700 г. после поражения в битве под Олькениками Сапеги перешли на сторону своих соперников, однако утратили свое прежнее могущество и влияние.

После опустошения конфедератами, русскими и шведскими войсками Ружаны пришли в упадок. Сапеги мало уделяли внимания своим ружанским владениям. В 1700 г. они были заложены и перешли к Самуэлю Горбачевскому, затем выкуплены (1714 г.) Ежи Станиславом Сапега (1667 – 1732), сын Казимира Павла Яна. Только с 1732 г., когда владельцами Ружан стали представительница рода Кристина Роза и ее муж Казимир Масальский, замковый комплекс начал возрождаться. Молодые взялись за восстановление дворца, которое было завершено в 50-е годы XVIII в. Строительство велось по проекту королевского архитектора Иоанна Зигмунда Дейбля. При Масальских Ружаны стали одним из центров музыкального искусства в Беларуси. После их смерти во владение имением вступил племянник Кристины Розы – гетман польны Александр Михал Сапега и его жена Магдалена Агнешка-Любомирская (1739 – 1780).

При новых владельцах с 1773 г. начинается возрождение ружанского дворца и Ружан, которые перестраиваются. Чертежи перестройки (1788 г.) и сами работы выполнялись под руководством придворного архитектора Сапег саксонца Яна Самуэля Бекера. Был выполнен огромный объем работ, которые по масштабам превосходили все предыдущие по перестройке города и дворца. В соответствии с «Книгой прихода и расхода имения Ружаны» ремонт и переоборудование ансамбля велись в 1775 – 1777 гг.

Дворец стал выглядеть по-другому. Две поврежденные конфедератами башни от старого замка разобрали, а третья, западная, динамично вписалась в общий объем дворца нового, который по композиции стал симметричным. Главный корпус приобрел вид компактного двухэтажного прямоугольного в плане дома под высокой, треугольной по форме мансардовой «французской» крышей. В центральной части фасада в тринадцать окон пристроили поднятый на второй этаж величественный портик со сдвоенными колоннами и угловыми пилястрами, которые завершались высоким треугольным фронтоном, заполненным рельефами и украшенном по углам скульптурами. Дворовый фасад «противостоял» главному, решенному в виде широкой десятиколонной террасы, на которую выходили двери и окна бального зала. Высокие окна верхнего этажа в необычном оформлении говорили о празднично-парадном предназначении дворца.

Но одной только перестройкой главного здания дело не завершилось. Талантливый архитектор сформулировал большой дворцовый ансамбль: вокруг парадного двора площадью полтора гектара было симметрично сгруппировано несколько корпусов. Длинные прямоугольные двухэтажные постройки стояли перпендикулярно к дворцу и соединялись с ними широкими аркадами, которые шли полукругом по обе стороны от главного фасада. Высокие спаренные колонны тосканского типа были перекрыты толстыми дубовыми балками, из дуба были сделаны и кронштейны. Кроме того, в качестве украшения использовали гирлянды, рельефы и круглую пластику, рустикованные пилястры и орнаментальное оформление.

Дворец представлял собой объединение двух объемов разной величины, в большем из которых находились бальный зал, вестибюль и парадная двухмаршевая лестница, которая освещалась двумя ярусами окон, археологический кабинет-музей и огромная библиотека. Во дворце имелись богато украшенные драгоценными тканями и позолотой помещения: большой зал, «зеленый» зал, библиотека, сокровищница, арсенал, часовня, многочисленные гардеробные и помещения для лакеев и др. В покоях имелись скульптуры, картины, камины, белые печи, украшенные лепниной. Лепнина и резьба также украшала двери.

Особое место в Ружанском дворцовом комплексе занимал театр, строительство которого началось в 1784, а закончилось в 1788 г. Проект театра составил Я.С. Бекер. Строение делилось на две самостоятельные части, которые объединялись парадной лестницей. Из проектов и чертежей можно заключить, что ружанский театр отличался большой вместительностью. Сцена была приспособлена для больших балетных показов и оперных спектаклей. Театр имел глубокую сцену, где имелось семь планов кулис, что давало возможность трижды менять оформление во время спектакля. С двух его сторон размещались гардеробные. Зал ружанского театра, который по форме напоминал подкову, с двумя ярусами уютных лож повторял конфигурацию известного зала театра Фарнезе в Парме (Италия), построенного архитектором Дж.Б. Алеотти в 1606 г. Но в решении лож (14 на первом ярусе и 15 на втором с царской ложей в центре) чувствовалось влияние французской школы XVIII ст.: ложи выступали вперед и слегка нависали над залом. Ложи были просторные, имели ажурные балюстрады и разделялись коринфскими колонами. Одну треть просторного партера занимала лестница и место для оркестра, ограниченное барьерами, выходившими в зал двумя полукругами. Стены украшали резьба и живопись.

Напротив театрально-манежного корпуса был заложен фундамент картинной галереи, но полностью здание так построено и не было.

Пространственная композиция парка была основана на планировке, типичной для магнатский резиденций Речи Посполитой XVIII ст., сочетавшей так называемый регулярный (итальяно-французский) и английский парк. Он имел радиально-кольцевую планировку алей, которые шли от дворца, уходя в глубину. Каждая из алей («диких променанд»), которая начиналась от круглого газона, завершалась павильоном квадратной, круглой или многогранной формы, вероятно, «китайского» или «турецкого» типа. В парке были купальня, грот, дом садовника, «двор Венеры», летний театр.

Важным элементом парка были водоёмы, в том числе канал в виде искусственно выполненного рукава р. Зельвянка. На берегу канала стоял дом Я.С. Бекера. На древних земляных валах были возведены каскадные лестничные склоны. В пейзажную зону входил зверинец в виде пересеченного просеками лесного массива. Здесь же находились постройки для животных – птичник, хлев для овечек и коз, ферма. Однако комплекс зверинца построен до конца не был.

Иногда Ружанский дворец называют «белорусским Версалем». Дело в том, что планировка Ружанского дворцово-паркового комплекса действительно напоминает французский Версаль – символ могущества и абсолютной власти короля Людовика XIV. Вероятно Я.С. Бекер, который планировал Ружанский комплекс, этим сходством хотел показать величие рода Сапег

Модель / Историческая справка / Видео / Разработчики / Благодарности / Системные требования