Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Главная Экономика Инвестору В помощь инвестору (вопросы-ответы)

В помощь инвестору (вопросы-ответы)

1) Правительство Республики Беларусь предусматривает помощь, гранты, налоговые льготы для иностранных компаний-инвесторов? Если да, то в какой форме?

Ответ. Инвесторы при вложении инвестиций в приоритетные виды деятельности (секторы экономики) и в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, вправе использовать льготы и преференции в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В настоящее время инвестору предоставляется ряд льгот, закрепленных пунктом 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 N 10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь". Инвестор и (или) организация, в установленном порядке созданная в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием освобождаются от:

- внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка

- земельного налога или арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставленные для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом                                

- ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, взимаемых таможенными органами, при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему) для использования в рамках реализации инвестиционного проекта.

- уплаты государственной пошлины за выдачу разрешений на привлечение иностранной рабочей силы, специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью, а иностранные граждане и лица без гражданства, привлекаемые инвестором - за выдачу разрешений на временное проживание в Республике Беларусь.

- налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, обязанность при безвозмездной передачей капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, объектов незавершенного капитального строительства и иных объектов основных средств, передаваемых в установленном законодательством порядке для реализации инвестиционного проекта в собственность инвестора.

Получение указанных льгот и реализация инвестиционных проектов, под которые эти льготы предоставляются, осуществляется путем заключения инвестиционного договора между инвестором (в том числе и иностранным) и Республикой Беларусь в порядке и на условиях, определяемых Декретом N 10 и иными актами инвестиционного законодательства.

Налоговые, таможенные льготы и преференции в области валютного регулирования предоставлены резидентам свободных экономических зон на основании Закона Республики Беларусь от 07.12.1998 N 213-З "О свободных экономических зонах".

 

2)    Какие налоговые льготы или выплаты предусмотрены белорусским законодательством в случае, если иностранная компания решит сделать инвестиции в энергосберегающие системы в целях обеспечения экологической эффективности производства?       

Ответ. В соответствии с Законом Республики Беларусь от  08.01.2015 №  239-3 «Об энергосбережении», при осуществлении инвестиционных проектов в сфере энергосбережения предоставляются налоговые, таможенных (с учетом международных обязательств Республики Беларусь) и иные льготы в отношении ввозимых на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему.

 

3) Утилизация отходов производства, какие выплаты, налоги предусмотрены?

Ответ. От экономической деятельности предприятия  образуются отходы производства, обращение с которыми осуществляется, согласно закону Республики Беларусь  «Об обращении с отходами». Юридические лица, осуществляющие обращение с отходами производства проводят инвентаризацию отходов производства не реже чем один раз в  пять лет, согласно постановлению Минприроды Республики Беларусь от 29.02.2008 № 17.

Главой 19 Налогового кодекса РБ установлена уплата экологического налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов собственниками отходов производства. Ставки налога установлены в приложении 8 к НК за захоронение одной тонны отходов в зависимости от класса их опасности  в размере от 40190 до 1022250 рублей.

Необходимо отметить, что пунктом 6 статьи 208 главы 19 НК предусмотрено уменьшение плательщикам исчисленной суммы экологического налога за захоронение отходов производства ежеквартально (в размере не более исчисленной суммы экологического налога за захоронение отходов производства в указанный период) на сумму освоенных капитальных вложений (за исключением капитальных вложений, финансируемых из бюджета) в строительство и (или) реконструкцию собственниками отходов объектов хранения, захоронения и (или) обезвреживания, использования отходов.

 

4) Порядок утилизации сточных вод производственного процесса?

Ответ. Условия водопользования определяются  разрешением на специальное водопользование, которое выдается областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Главой 19 НК установлена уплата экологического налога за сброс сточных вод. Ставки налога установлены в приложении 7 к НК за сбор одного метра кубического воды в зависимости от объекта, в который осуществляется сброс в размере от 700 до 54220 рублей.

Исчисленная сумма экологического налога за сброс сточных вод уменьшается плательщикам ежеквартально (в размере не более исчисленной суммы экологического налога за сброс сточных вод в указанный период) на сумму освоенных капитальных вложений (за исключением капитальных вложений, финансируемых из бюджета) в строительство и (или) реконструкцию сооружений, установок и (или) устройств, предназначенных для удаления из сточных вод загрязняющих веществ, обработки осадка и выпуска очищенных сточных вод в водные объекты (пункт 6 статьи 208 главы 19 НК).

 

5) Какие типы лицензий необходимы для строительства новых производственных помещений и сроки их получения. Какие налоги необходимо оплачивать компании-собственнику за новые производственные помещения ? 

Ответ: В связи с отменой лицензирования в строительстве в Республике Беларусь, для решения проблемы недопущения на рынок строительных услуг недобросовестных участников были приняты меры по повышению требований к уровню профессиональной подготовки участников строительного процесса путем введения аттестации в строительстве.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 г. № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие) по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь, а также работы по обследованию зданий и сооружений осуществляются юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) при наличии аттестатов соответствия, выдаваемых в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Осуществление видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений без аттестата соответствия, когда его наличие является обязательным, запрещается.

В приложении 1 к Положению об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2014 г. № 252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства», определен перечень отдельных видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих), для осуществления которых требуется наличие аттестата соответствия, в том числе для выполнения функций заказчика.

Квалификационные требования, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для получения аттестатов соответствия первой - четвертой категории, классы сложности объектов строительства и (или) отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), работы по обследованию зданий и сооружений, право на строительство и (или) осуществление которых предоставляют указанные аттестаты соответствия, установлены в приложению 1 к постановлению Минстройархитектуры от 26 марта 2014 г. № 25.

При этом следует отметить, что вышеназванными нормативными правовыми актами не предусмотрено исключений для осуществления деятельности юридических лиц – иностранных организаций.

Если иностранная организация осуществляет строительную деятельность на территории Республики Беларусь, то она должна соответствовать квалификационным требованиям, предусмотренным вышеназванными нормативными правовыми актами, и получить аттестат соответствия соответствующей категории в зависимости от класса сложности объекта, на котором будет выполнять работы (в соответствии с подпунктом 5.1. пункта 5 Приложения к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 02.05.2014 № 25).

В случае, если организация является заказчиком строительства, но при этом привлекает для выполнения своих функций инженерную организацию для комплексного управления строительной деятельностью, то в данном случае заказчику не требуется получение аттестата соответствия.

Главой 17 НК предусмотрена уплата налога на недвижимость по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, машино-местам, расположенным на территории Республики Беларусь. Налоговой базой является остаточная стоимость указанных объектов, годовая ставка налога составляет 1 процент. В то же время, местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать) не более чем в два с половиной раза ставки налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков.

Подпунктом 1.11 пункта 1 статьи 186 вышеуказанной главы НК предусмотрено освобождение от уплаты налога на недвижимость со стоимости впервые введенных в действие капитальных строений (зданий, сооружений) в течение одного года с даты их приемки в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством, за исключением капитальных строений (зданий, сооружений), при возведении которых были превышены установленные проектной документацией сроки их строительства.

 

6) Предусматривает ли налоговая система в Беларуси налоги на недвижимость? Каковы критерии расчета? Какие еще сборы предусмотрены за недвижимость и землю ? есть ли налоги на промышленное производство ?

Ответ. Главой 18 НК предусмотрено исчисление и уплата земельного налога, плательщиками которого признаются организации и физические лица, у которых земельные участки на территории Республики Беларусь находятся на праве постоянного или временного пользования, пожизненного наследуемого владения или частной собственности.

Налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка на 1 января календарного года в белорусских рублях путем пересчета ее стоимости, определенной в долларах США, по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, установленному на 1 января календарного года, за который производится исчисление налога.

Ставки земельного налога устанавливаются в размерах согласно приложению 5 к НК в зависимости от видов функционального использования земельных участков. В частности, ставка налога для производственной зоны составляет 1,1%. Местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать) не более чем в два с половиной раза ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков.

Кроме того, при заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, устанавливается ежегодная арендная плата за земельный участок, размер которой определяется местным исполнительным комитетом, администрацией свободной экономической зоны согласно норм Указа Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности».

Что касается осуществления деятельности в рамках промышленного производства, то скорее всего возникнут объекты обложения экологическим налогом в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях. Ставки налога установлены в приложении 6 к НК за выброс одной тонны загрязняющих веществ в зависимости от класса их опасности в размере от 1123270 до 6838140 рублей.

 

7) Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением недр, добычей полезных ископаемых, использованием и охраной иных ресурсов недр?

Ответ. Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением недр, добычей полезных ископаемых, использованием и охраной иных ресурсов недр регулируются Кодексом Республики Беларусь о недрах.

В соответствии со статьей 29:

1. Недра предоставляются в пользование на срок:

1.1. для геологического изучения недр – до пяти лет;

1.2. для добычи полезных ископаемых, использования геотермальных ресурсов недр – на срок, определенный проектной документацией, но не более 50 лет;

1.3. для строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых  - на срок, определенный проектной документацией;

1.4. при  передаче участков недр в соответствии с концессионным или инвестиционным договором – на срок, определенный договором, но не  более 99 лет.

2. Срок пользования недрами исчисляется со дня возникновения у недропользования права пользования недрами.

3. Период времени, необходимый для проведения  рекультивации земель, приведения нарушенных при пользовании недрами иных компонентов природной среды и природных объектов в состояние, выгодное для их дальнейшего использования, а также  для осуществления мероприятий, направленных на защиту месторождений торфа от пожаров (в том числе после завершения разработки месторождений) и предусматривающих  возможность повторного заболачивания территорий на выработанных месторождениях торфа, включается в срок пользования недрами.

4. Срок пользования недрами для добычи  полезных ископаемых, использования геотермальных ресурсов недр может быть продлен  в случае неполного использования геотермальных ресурсов недр в границах предоставленного горного отвода на период, не превышающий срока, казанного в подпункте 1.2 пункта 1 настоящей статьи, при условии соблюдения недропользователем требований законодательства о недрах.

Решение о продлении срока пользования недрами для добычи полезных ископаемых, использования геотермальных ресурсов недр принимается местным исполнительным и распорядительным органом, принявшим решение о предоставлении  горного отвода, либо Президентом Республики Беларусь в случаях, когда решение о предоставлении горного отвода принимает Президент Республики Беларусь, на основании письменного  заявления недропользования, поданного не позднее чем  за один месяц и не ранее чем за три месяца до истечении этого срока.

Продление срока пользования недрами для добычи полезных ископаемых, использования геотермальных ресурсов недр производится в порядке, предусмотренном статьями 33 и 35 настоящего Кодекса  для предоставления горных отводов.

При продлении срока пользования недрами для добычи полезных ископаемых, использования геотермальных ресурсов недр оформляется новый акт, удостоверяющий горный отвод. При этом недропользователь  обязан сдать  оригинал ранее выданного акта, удостоверяющего  горный о отвод , в местный исполнительный и распорядительный орган.

В соответствии со статьей 31 пользование недрами является платным, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 настоящего Кодекса и иными законодательными актами.

Главой 20 НК установлено исчисление и уплата налога за добычу (изъятие) природных ресурсов. Объектом налогообложения признается добыча (изъятие) следующих природных ресурсов:

песка формовочного, стекольного, строительного;

песчано-гравийной смеси;

камня строительного, облицовочного;

воды (поверхностной и подземной);

минеральной воды, полиметаллического водного концентрата, минерализованной воды, добываемой для поддержания пластового давления при добыче нефти;

грунта для земляных сооружений и других, поименованных в пункте 1 статьи 211 НК.

 

8) С какими странами действует льготный таможенный режим?

Ответ. В единое таможенное пространство входят: Беларусь, Россия, Кыргызстан, Казахстан.  НДС исчисляется по стране назначения в зависимости от ставок: Беларусь-20%, Россия-18%, Казахстан-12%, Кыргызстан - 12%. 

 

9) Какое налогообложение существует в Беларуси ? 

В Республике Беларусь действует общеустановленный и несколько особых режимов налогообложения.

Общеустановленный режим налогообложения предполагает исчисление и уплату организацией следующих налогов:

-                    налог на добавленную стоимость;

-                    налог на прибыль;

-                    земельный налог;

-                    налог на недвижимость;

-                    экологический налог;

-                    налог на добычу (изъятие) природных ресурсов.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 93 НК объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь. При реализации товаров (работ, услуг) на территории республики  налогообложение производится по основной ставке налога на добавленную стоимость 20 процентов. Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по итогам отчетного периода, и суммами налоговых вычетов.

Налогом на прибыль облагается валовая прибыль организаций, которой признается сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.

В части оставшейся после исчисления и уплаты данного налога прибыли организации может приниматься любое решение по направлениям ее использования по усмотрению ее собственника (собственников), в том числе о ее перечислении в Италию.

При этом необходимо помнить, что согласно главе 15 НК доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, признаются объектом налогообложения налогом на доходы.

Перечень данных доходов является исчерпывающим и определен пунктом 1 статьи 146 НК. В частности, в состав таких доходов включаются: дивиденды и приравненные к ним доходы, признаваемые таковыми в соответствии с пунктом 1 статьи 35 НК; доходы от долговых обязательств любого вида независимо от способа их оформления.

Ставки налога на доходы определены в процентах в зависимости от вида доходов (от 6 до 15 процентов).

Тем не менее, если нормами международных договоров Республики Беларусь установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены НК, то применяются нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права.

 

10) В случае увольнения рабочих с предприятия какие обязательства компании по выплате компенсаций ?

Ответ. В соответствии со статьей 48 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК РБ) выходное пособие выплачивается в случаях, предусмотренных ТК РБ и иными актами законодательства, коллективным договором, соглашением.

При прекращении трудового договора по основаниям, указанным в пункте 5 части второй статьи 35 (отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с нанимателем; отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда, а также отказ от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества и (или) реорганизацией (слиянием, присоединением, разделением, выделением, преобразованием) организации)); пунктах 2 (несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы) и 3 (несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению данной работы) статьи 42; пунктах 1 (призыв работника на военную службу) и 2 (восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу) статьи 44 ТК РБ, работникам выплачивается выходное пособие в размере не менее двухнедельного среднего заработка.

При расторжении трудового договора в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее двухнедельного среднего заработка, за исключением работников, которым актами законодательства установлена выплата минимальной компенсации за расторжение срочного трудового договора в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора.

При прекращении трудового договора в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников выплачивается выходное пособие в размере не менее трехкратного среднемесячного заработка.

При расторжении трудового договора с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером в связи со сменой собственника имущества  новый собственник обязан выплатить указанным работникам выходное пособие в размере не менее трех среднемесячных заработков.

Размер пособия может быть увеличен в порядке и на условиях, предусмотренных коллективным договором, соглашением, нанимателем.

 

11) Какой размер пенсионных отчислений, налогов и других расходов компании по выплате заработной платы наемным работникам ?

Ответ. Согласно действующему законодательству наниматель, независимо от формы собственности, обязан соблюдать работнику минимальные гарантии в оплате труда – размер минимальной заработной платы.

Порядок установления и повышения минимальной заработной платы определяется законодательством Республики Беларусь. С 1 января 2016 года ее размер составляет 2 300 000 рублей.

Согласно Закону Республики Беларусь от 17.07.2002 N 124-З (ред. от 24.04.2014) "Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы" минимальная заработная плата (месячная и часовая) применяется исключительно в сфере трудовых отношений и обеспечивает социальную защиту работников.

Минимальная заработная плата (месячная и часовая) применяется нанимателем при оплате труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, с учетом отработанного рабочего времени.

Работнику, у которого размер начисленной заработной платы оказался ниже размера минимальной заработной платы (месячной и часовой), установленного и применяемого в соответствии с настоящим Законом, наниматель обязан произвести доплату до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой). При определении доплаты до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой) в размере начисленной заработной платы работника не учитываются выплаты компенсирующего характера и выплаты, не связанные с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора.

 

12) Сколько месячных окладов оплачивается в год каждому наемному работнику? Сколько рабочих дней в неделю? Какой режим продолжительности рабочего дня ? Сколько недель в году длится отпуск?

Ответ. В соответствии со статьей 63 ТК РБ формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора.

Законодательством не предусмотрены ограничения по количеству месячных окладов выплачиваемых конкретному наемному работнику в год, но не менее 12 с соблюдением минимальных гарантий в оплате труда.

В соответствии со статьями 110-116 ТК РБ нормирование продолжительности рабочего времени осуществляется нанимателем с учетом ограничений, установленных ТК РБ и коллективным договором.

Нормальной признается продолжительность рабочего времени, равная полной (статья 112 ТК РБ) или сокращенной (статьи 113 и 114 ТК РБ) его норме.

Если нанимателем или в коллективном договоре не определена продолжительность рабочей недели, установленной ее нормой считается предельная продолжительность, предусмотренная статьями 112–114 ТК РБ.

В соответствии со статьей 112 ТК РБ полная норма продолжительности рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

В соответствии со статьей 113 ТК РБ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 35 часов в неделю.

Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, утверждается Правительством Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 114 ТК РБ для работников моложе восемнадцати лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени: в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет – не более 23 часов в неделю, от шестнадцати до восемнадцати лет – не более 35 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени учащихся, получающих общее среднее, профессионально-техническое образование, специальное образование на уровне общего среднего образования, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины максимальной продолжительности рабочего времени, предусмотренной частью первой настоящей статьи для лиц соответствующего возраста.

Инвалидам I и II группы устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени для работающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне эвакуации (отчуждения), в том числе временно направленных или командированных в эти зоны, не может превышать 35 часов в неделю.

Для отдельных категорий работников (учителя, врачи и др.) сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

В соответствии со статьей 115 ТК РБ продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности) с соблюдением нормы продолжительности рабочей недели, установленной нанимателем в соответствии со статьями 112–114 ТК РБ.

Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

1) для работников в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет – 4 часа 36 минут, от шестнадцати до восемнадцати лет – семь часов;

2) для учащихся, получающих общее среднее, профессионально-техническое образование, специальное образование на уровне общего среднего образования, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет – 2 часа 18 минут, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет – 3 часа 30 минут;

3) для инвалидов I и II группы – семь часов;

4) для работающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне эвакуации (отчуждения), в том числе временно направленных или командированных в эти зоны, – семь часов.

Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, а также для работников, имеющих особый характер работы, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

1) при 35-часовой рабочей неделе – семь часов;

2) при 30-часовой и менее рабочей неделе – шесть часов.

В соответствии со статьей 123 ТК РБ режим рабочего времени – порядок распределения нанимателем установленных ТК РБ для работников норм ежедневной и еженедельной продолжительности рабочего времени и времени отдыха на протяжении суток, недели, месяца и других календарных периодов.

Режим рабочего времени определяет время начала и окончания рабочего дня (смены), время обеденного и других перерывов, последовательность чередования работников по сменам, рабочие и выходные дни.

Режим рабочего времени работников разрабатывается исходя из режима работы, применяемого у нанимателя.

Режим рабочего времени определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности).

График работ (сменности) утверждается нанимателем по согласованию с профсоюзом.

Установленный режим рабочего времени доводится до ведома работников не позднее одного месяца до введения его в действие.

В соответствии со статьей 124 ТК РБ пятидневная с двумя выходными днями или шестидневная с одним выходным днем рабочая неделя устанавливается нанимателем по согласованию с профсоюзом.

Если при пятидневной рабочей неделе сумма часов пяти рабочих дней за календарную неделю меньше недельной нормы, неотработка возмещается по мере ее образования в отдельные недели за счет одного или двух (за исключением воскресенья) выходных дней, которые в графике работ (сменности) планируются как рабочие дни.

Сумма часов работы по графику сменности при пятидневной и шестидневной рабочей неделе должна соответствовать расчетной норме рабочего времени каждого календарного года, которая устанавливается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

В соответствии со статьей 125 ТК РБ работа в две и более смены считается сменной работой. Сменная работа вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса (работы) превышает установленную продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема производства (работ, услуг).

Режим рабочего времени при сменной работе определяется графиком сменности в соответствии со статьей 123 ТК РБ. При этом продолжительность смены не может превышать 12 часов. Иная продолжительность смены для отдельных категорий работников может устанавливаться Правительством Республики Беларусь. Работники чередуются по сменам равномерно. Работа в течение двух смен подряд запрещается.

Минимальная продолжительность ежедневного отдыха между сменами (от конца одной до начала следующей) должна быть вместе со временем перерыва для отдыха и питания не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующей отдыху смене.

Если продолжительность смены по графику больше восьми часов, уменьшение продолжительности ежедневного отдыха между сменами компенсируется за счет увеличения еженедельного непрерывного отдыха.

В соответствии со статьей 126 ТК РБ в организациях, где по условиям производства (работы) невозможно или экономически нецелесообразно соблюдение установленной для данной категории работников ежедневной или еженедельной продолжительности рабочего времени, может применяться суммированный учет рабочего времени.

Еженедельная продолжительность рабочего времени при суммированном учете может быть больше или меньше установленной нормы продолжительности рабочего времени в неделю (статьи 112–114). При этом ежедневная продолжительность рабочего времени не может превышать 12 часов в среднем за учетный период.

Сумма часов рабочего времени по графику работ (сменности) за учетный период не должна превышать нормы часов за этот период, рассчитанной в соответствии со статьями 112–117 ТК РБ.

Учетным периодом при суммированном учете рабочего времени признается период, в пределах которого должна быть соблюдена в среднем установленная для данной категории работников норма продолжительности рабочего времени в неделю (статьи 112–114 ТК РБ).

Продолжительность учетного периода устанавливается нанимателем и не может превышать одного календарного года. Учетный период может определяться календарными периодами (месяц, квартал), иными периодами.

Суммированный учет рабочего времени вводится нанимателем по согласованию с профсоюзом.

В соответствии со статьей 155 ТК РБ продолжительность основного отпуска не может быть менее 24 календарных дней.

Если с работником заключается контракт, то в соответствии с подпунктом 2.5 пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» он должен предусматривать предоставление дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до пяти календарных дней.

В соответствии со статьей 157 ТК РБ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании аттестации рабочих мест по условиям труда предоставляется дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Работникам, труд которых связан с особенностями выполнения работы, предоставляется дополнительный отпуск за особый характер работы.

Порядок, условия предоставления указанных дополнительных отпусков и их продолжительность, а также порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утверждаются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Данный вопрос регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2008 г. № 73 «О дополнительных отпусках за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда».

 

13) Болезнь или декретный отпуск: какие расходы несет компания? Обязана ли компания сохранять рабочее место, и в течение какого периода ?   

Ответ. В соответствии со статьей 183 ТК РБ на время социальных отпусков сохраняется прежняя работа. К социальным отпускам в том числе относятся отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

В соответствии с пунктом 6 статьи 142 ТК РБ трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия может быть расторгнут нанимателем в случае неявки на работу в течение более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности (не считая отпуска по беременности и родам), если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании. За работниками, утратившими трудоспособность в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, место работы (должность) сохраняется до восстановления трудоспособности или установления инвалидности.

 

14) Сколько времени требуется для начала работы новой компании зарегистрированной в Беларуси?

Ответ: Организация бизнеса на начальном этапе подразумевает под собой государственную регистрацию юридического лица (унитарное предприятие, хозяйственное общество и т.д.). Порядок государственной регистрации юридических лиц определен Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 №1 (далее – Положение).

Порядок государственной регистрации юридических лиц следующий.

До подачи в регистрирующий орган для государственной регистрации собственник имущества, учредители (участники) создаваемой коммерческой или некоммерческой организации должны:

- согласовать с регистрирующим органом наименование коммерческой, некоммерческой организации (в Брестской области согласование наименования осуществляется только в Брестском облисполкоме; согласовать наименование можно путем личной подачи, подачи документов по почте либо в электронном виде без использования электронной цифровой подписи посредством веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – веб-портал ЕГР);

- определить предполагаемое местонахождение коммерческой, некоммерческой организации;

- принять решение о создании коммерческой, некоммерческой организации и подготовить ее устав.

Для государственной регистрации юридического лица в регистрирующий орган представляются:

- заявление о государственной регистрации;

- устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате .doc или .rtf);

- легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения либо нотариально заверенная копия указанных документов (выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными организациями;

- копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными физическими лицами;

- оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины (размер госпошлины – 1 базовая величина);

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется путем личной подачи необходимых документов в регистрирующий орган по месту нахождения либо в электронном виде посредством веб-портала ЕГР.

 За государственную регистрацию субъектов хозяйствования взимается государственная пошлина. При этом освобождаются от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию в случае представления в регистрирующий орган документов в электронном виде посредством веб-портала ЕГР.

При этом обращаем внимание, что электронные документы в регистрирующий орган посредством веб-портала ЕГР могут быть представлены только авторизированным пользователем - владельцем личного ключа электронной цифровой подписи (резидентом Республики Беларусь).

Вся необходимая информация, а также бланки заявлений можно найти на официальном сайте главного управления юстиции - www.brestjust.by в разделе государственная регистрация и ликвидация субъектов хозяйствования, политических партий и общественных объединений.

 

15) Какие льготы предусмотрены при создании новых компаний в Беларуси?

Ответ. Законодательством Республики Беларусь налоговые льготы, связанные с созданием новых компаний, предусмотрены только при их размещении на территории свободной экономической зоны или на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.

 

16) Цены на электроэнергию и газ обусловлены рынком или существуют какие -то особые согласованные цены для предприятий ?

Ответ.  Тарифы на электрическую энергию и природный газ  для юридических лиц устанавливаются Министерством экономики Республики Беларусь. При этом тарифы на электрическую энергию  устанавливаются приказом Департамента ценовой политики  Министерства экономики  и представляют собой  декларацию об уровне тарифов на электрическую энергию, отпускаемую республиканскими унитарными  предприятиями  электроэнергетики  ГПО «Белэнерго» для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Тарифы на электрическую энергию, производимую юридическими лицами не входящими в состав ГПО «Белэнерго», определяются договорным путем между производителем  и потребителем.

Тарифы на природный газ ежегодно устанавливаются постановлением Министерства экономики. В настоящее время  действует постановление  от 21 января 2016 г. № 4 «О ценах на природный газ».

Цена на электроэнергию 0,144$/1 кв. час без НДС

Цена на газ 252$/1000 куб. м. без НДС