Брестский областной исполнительный комитет

Брестский областной исполнительный комитет
Карта сайта
Прямые телефонные линии
Прямые телефонные линии
Электронные обращения
Электронные обращения
Одно окно
Одно окно
Очередь на жилье
Очередь на жилье
Вопросы и ответы
Вопросы и ответы
Главная Экономика Инновационная деятельность

Подходы по формированию механизмов государственной поддержки инновационных проектов

03.08.2022 13:08

О подходах по формированию механизмов государственной поддержки инновационных проектов, направленных на эффективное инновационное развитие республики в соответствии с национальным определением инновационного развития

Национальное инновационное развитие – процесс трансформации сферы общественного производства посредством создания и внедрения новой для республики продукции (товаров, работ, услуг) и (или) технологий преимущественно на основе отечественных разработок высокого технологического уровня в соответствии с приоритетными направлениями научной, научно-технической и инновационной деятельности для обеспечения национальной безопасности в научно-технологической сфере и создания условий для устойчивого экономического роста.

Справочно:

1. В рамках Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь (далее – Государственная программа) предметом государственной инновационной политики является сфера производства, а не распределения или потребления материальных благ и услуг.

2. Инновационное развитие предполагает освоение новшеств. Для Государственной программы минимальным уровнем новизны выступает уровень республики, а не отдельного предприятия, что допускается в рамках международных подходов.

3. Внедрение новшеств осуществляется с целью максимизации эффекта от реализации имеющегося в стране потенциала (совокупности ресурсов). При этом предусматривается повышение не только экономической, но и социальной эффективности.

4. Одним из принципов Государственной программы выступает оптимальное сочетание внедрения отечественных разработок и трансфера зарубежных технологий. Предложенное определение инновационного развития страны предусматривает приоритет государственной политики на внедрении отечественных разработок высокого технологического уровня, поскольку наибольший эффект в сфере инноваций обеспечивается первенством разработки и внедрения новой продукции или способов производства.

С учетом данного определения инновационного развития Республики Беларусь и критериев оценки уровня инновационности проектов для целей их реализации в рамках Государственной программы на 2021 – 2025 годы разработаны подходы по формированию механизмов государственной поддержки инновационных проектов, направленных на эффективное инновационное развитие республики (таблица).

 

Таблица. Подходы по формированию механизмов государственной поддержки инновационных проектов (в соответствии с национальным определением инновационного развития и критериями оценки уровня инновационности)

Механизм государственной поддержки инновационных проектов

Критерии оценки уровня инновационности проектов

критерии допуска к конкурсному отбору
(предмет государственной научно-технической экспертизы)

критерии ранжирования

I уровень инновационности

1. Финансирование реализации проекта из средств инновационных фондов на безвозвратной основе

1. Новизна технологий и (или) продукции для Республики Беларусь.

2. Организация технологического процесса, обеспечивающего средний уровень добавленной стоимости на одного работающего, аналогичный среднему уровню добавленной стоимости на одного работающего по соответствующему виду экономической деятельности в Европейском союзе либо превышающий этот уровень.

3. Экспортная ориентированность инновационного проекта (превышение экспорта над импортом).

1. Внедрение результатов научно-технической деятельности организаций-резидентов Республики Беларусь.

2. Уровень технологического уклада внедряемых новшеств (приоритет проектам V и VI технологических укладов).

3. Для инновационных проектов, направленных на преобразование новшеств в инновации в сфере производства товаров, – «Прирост экспортной добавленной стоимости за счет государственной поддержки»*.

Для инновационных проектов, направленных на преобразование новшеств в инновации в сфере услуг, – «Прирост добавленной стоимости за счет государственной поддержки» или «Прирост экспорта за счет государственной поддержки».

4. Динамический срок окупаемости проекта.

II уровень инновационности

2. Финансирование на льготной возвратной основе Белорусским инновационным фондом: без залога, сроком до 9 лет с отсрочкой платежей по основному долгу до 3 лет, с процентной ставкой в размере 0,5 ставки рефинансирования.

1. Новизна технологий и (или) продукции для Республики Беларусь.

2. Внедрение результатов научно-технической деятельности организаций-резидентов Республики Беларусь.

1. Уровень технологического уклада внедряемых новшеств (приоритет проектам V и VI технологических укладов).

2. Для инновационных проектов, направленных на преобразование новшеств в инновации в сфере производства товаров, – «Прирост экспортной добавленной стоимости за счет государственной поддержки»*.

Для инновационных проектов, направленных на преобразование новшеств в инновации в сфере услуг, – «Прирост добавленной стоимости за счет государственной поддержки» или «Прирост экспорта за счет государственной поддержки».

3. Динамический срок окупаемости проекта.

III уровень инновационности

3. Финансирование на возвратной основе ОАО «Банк развития Республики Беларусь» с процентной ставкой в размере 0,5 ставки рефинансирования в пределах сумм денежных средств, внесенных в уставный фонд ОАО «Банк развития Республики Беларусь» на указанные цели (в соответствии с проектом Указа Президента Республики Беларусь «О республиканском централизованном

инновационном фонде»).

4. Возмещение части про­центов (до 50 процентов) за пользование кредитами коммерческих банков Республики Беларусь и ОАО «Банк развития Республики Беларусь».

1. Новизна технологий и (или) продукции для Республики Беларусь.

1. Внедрение результатов научно-технической деятельности организаций-резидентов Республики Беларусь.

2. Уровень технологического уклада внедряемых новшеств (приоритет проектам V и VI технологических укладов).

3. Для инновационных проектов, направленных на преобразование новшеств в инновации в сфере производства товаров, – «Прирост экспортной добавленной стоимости за счет государственной поддержки»*.

Для инновационных проектов, направленных на преобразование новшеств в инновации в сфере услуг, – «Прирост добавленной стоимости за счет государственной поддержки» или «Прирост экспорта за счет государственной поддержки».

4. Динамический срок окупаемости проекта.

5. Обеспечение финансовой реализуемости проекта**.

*Для целей настоящего документа под государственной поддержкой понимаются выделение средств инновационного фонда на безвозвратной основе, Белорусского инновационного фонда на возвратной основе, а также льготные кредиты ОАО «Банк развития Республики Беларусь», кредиты коммерческих банков для реализации инновационных проектов, часть процентов по которым возмещается из средств РЦИФ.

** Финансовая реализуемость инвестиционного проекта – обеспечение заявителем (кредитополучателем) соблюдения одновременно следующих условий:

достаточность собственных источников, привлекаемых кредитных и заемных денежных средств для финансирования инвестиционного проекта в планируемые сроки;

своевременное погашение привлекаемых долгосрочных кредитов, исполнение иных обязательств в полном объеме. 

все новости

Государственные органы и организации Беларуси