Контролирующие (надзорные) органы Брестской области
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республики Беларусь» (далее – Указ № 510) государственный контроль (надзор) осуществляется контролирующими (надзорными) органами.
Под контролирующими (надзорными) органами понимаются государственные органы (их структурные подразделения с правами юридического лица (далее - структурные подразделения), территориальные органы, подчиненные организации) и иные организации, уполномоченные законодательными актами или нормативными правовыми актами Правительства Республики Беларусь на осуществление контроля (надзора).
Государственный контроль (надзор) осуществляется в формах:
- выборочных проверок;
- внеплановых проверок;
- мероприятий технического (технологического, поверочного) характера;
- мер профилактического и предупредительного характера, реализуемых контролирующими (надзорными) органами во взаимодействии с субъектами, подлежащими контролю (надзору), в том числе путем: проведения мониторинга, направления рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате мониторинга; проведения разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике; информирования субъектов (включая использование средств глобальной компьютерной сети Интернет, средств массовой информации) о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок контролирующими (надзорными) органами; проведения семинаров, круглых столов и другого.
Контролирующий (надзорный) орган вправе проводить проверку, если этот орган включен в перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности.
Согласно пункту 25 Перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности (далее – Перечень), утвержденного Указом № 510, облисполкомы и Минский горисполком, структурные подразделения областных, городских (кроме городов районного подчинения), районных исполнительных комитетов, местные администрации при наличии законодательного акта или нормативного правового акта Правительства Республики Беларусь могут осуществлять:
- контроль за соблюдением законодательства при проведении культурно-зрелищных мероприятий;
- надзор за соблюдением законодательства о занятости населения, пенсионном обеспечении;
- надзор за соблюдением законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- контроль за соблюдением законодательства об оплате труда;
- контроль за соблюдением нотариусами, организационными структурами Белорусской нотариальной палаты законодательства о нотариате;
- контроль за использованием и охраной земель;
- контроль за соблюдением бюджетного законодательства, а также законодательства, предусматривающего использование бюджетных средств, в том числе целевым и эффективным использованием средств, выделяемых из местных бюджетов, по всем направлениям и видам расходов;
- контроль за целевым использованием средств, выделяемых из местных бюджетов в рамках программ государственной поддержки малого предпринимательства на оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
- контроль за соблюдением проверяемыми субъектами законодательства о книге замечаний и предложений;
- контроль за соблюдением законодательства в области охраны историко-культурного наследия;
- контроль за соблюдением жилищного законодательства;
- контроль в области жилищного строительства;
- контроль за обеспечением качества образования.
Также согласно пункту 25 Перечня областные, городские (включая Минский городской), районные исполкомы, местные администрации могут осуществлять:
- контроль в области торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, защиты прав потребителей, рекламной деятельности;
- контроль за деятельностью, в том числе финансово-хозяйственной, организаций застройщиков, гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок;
- контроль за деятельностью садоводческих товариществ;
- контроль за деятельностью товариществ собственников.