Брестский областной исполнительный комитет

Брестский областной исполнительный комитет
Карта сайта
Прямые телефонные линии
Прямые телефонные линии
Электронные обращения
Электронные обращения
Одно окно
Одно окно
Очередь на жилье
Очередь на жилье
Вопросы и ответы
Вопросы и ответы

О порядке замены и технического обслуживания домофонов

28.02.2022 11:02

Для сведения потребителей: о порядке замены и технического обслуживания домофонов

В связи с участившимися случаями обращений граждан по вопросам замены домофонных систем и технического обслуживания запорно-переговорных устройств Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь и Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь выработана согласованная позиция о применении жилищного законодательства и законодательства о защите прав потребителей к правоотношениям по техническому обслуживанию домофонных систем  и замене запорно-переговорных устройств (далее – ЗПУ), которая основывается на следующих требованиях законодательства.

Исходя из статьи 4 Закона Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (далее – Закон) и статьи 30 Жилищного кодекса Республики Беларусь услуги по техническому обслуживанию домофонных систем и замене ЗПУ относятся к дополнительным жилищно-коммунальным услугам.

В силу абзаца 3 статьи 4 Закона дополнительные жилищно-коммунальные оказываются на основании договора между исполнителем и потребителем.

Согласно статьям 2 и 391 Гражданского кодекса Республики Беларусь понуждение граждан к заключению договоров не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством.

Согласно статье 7 Закона потребитель вправе отказаться от получения дополнительных жилищно-коммунальных услуг.

Согласно статье 19 Закона Республики Беларусь от 9 января                2002 г. № 90-З  «О защите прав потребителей» запрещается обуславливать приобретение услуги (товара, работы) обязательным приобретением иной услуги (товара, работы), равно как и предоставлять потребителю дополнительные услуги (работы) без его согласия. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг (работ), а если они уже оплачены, – потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

Согласно статье 10 Закона потребитель имеет право на выбор исполнителя жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе. Решение о выборе исполнителя жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе, принимается группой потребителей, проживающих в многоквартирном или блокированном жилом доме (в подъезде, на этаже многоквартирного жилого дома и т.д.) простым большинством голосов потребителей и оформляется протоколом собрания потребителей или опросным листом.

В соответствии со статьей 172 Жилищного кодекса Республики Беларусь участник совместного домовладения пользуется общим имуществом согласно целевому назначению этого имущества, не препятствуя осуществлению прав на это имущество других участников совместного домовладения.

В соответствии со статьей 9 Закона Республики Беларусь от                    8 января 1998 г. №   135-З   «О совместном домовладении»   собственник пользуется общим имуществом согласно его целевому назначению, не препятствуя осуществлению соответствующих прав других собственников. В случае технической необходимости собственник обязан обеспечить доступ к общему имуществу, находящемуся внутри принадлежащих ему нежилых помещений. Не подлежит отчуждению либо передаче в пользование одному или нескольким собственникам и (либо) иным лицам общее имущество, если его отчуждение либо передача в пользование делают невозможной для других собственников реализацию их прав собственности. Иное общее имущество может отчуждаться или передаваться в пользование одному или нескольким собственникам и (либо) иным лицам на основании решения, принятого единогласно всеми собственниками.

Учитывая вышеизложенное, согласованная позиция Министерства антимонопольного регулирования и торговли  и Министерства жилищно-коммунального хозяйства сводится к следующему. Организации, оказывающие услуги по установке домофонных систем и техническое обслуживание ЗПУ и домофонных систем, обязаны:

  •                      оказывать потребителям (собственникам или нанимателям жилого помещения) услуги по техническому обслуживанию ЗПУ на основании договора, заключенного с каждым собственником или нанимателем квартиры;
  •                      обеспечивать беспрепятственный доступ в жилые помещения жильцам, которые не заключили договор на техническое обслуживание ЗПУ, не начислять плату за дополнительную жилищно-коммунальную услугу по техническому обслуживанию ЗПУ таким жильцам и не включать данную плату в извещение об оплате жилищно-коммунальных услуг;

не допускать замены ЗПУ или иного оборудования домофонной системы без согласия собственников или нанимателей жилого помещения.

все новости

Государственные органы и организации Беларуси