Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Главная Общество Здравоохранение Здоровый образ жизни Движение и здоровье детей

Движение и здоровье детей

Движения являются естественной биологической потребностью детей. Вытеснить или даже заменить эту потребность без ущерба для здоровья нельзя.

Важной особенностью двигательной потребности является ее ежедневное постоянство, характерное для каждого человека и обусловленное генетически. Норму требуемых детям движений следует выполнять с той же непреклонностью, как это делается в отношении пищевого рациона. Это очень важно, так как недостаток движений приводит к переутомлению ребёнка, к снижению резервов здоровья. Мышцы составляют 40% массы тела. Один миллиметр работающей мышцы снабжает кровью 2500 капилляров, а мышцы, находящейся в покое, только 40-80 капилляров. Чем больше сосудов участвует в питании мышц, тем активнее протекают все обменные процессы в организме, тем здоровое и выносливее будет человек. Вот почему каждому из нас нужно постоянно, на протяжении всей жизни, поддерживать свою физическую  активность всеми доступными для него способами.

Если специальными приборами - актометром или шагомером -  просуммировать суточную двигательную активность (СДА) по числу шагов за весь период бодрствования, то окажется, что здоровый, гармонично развитый, уравновешенный ребенок 6 лет совершает в среднем 12000-15000 движений, а в отдельные дни - 35000, такова ежедневная потребность в движениях.

Число движений распределяется неравномерно. В первой половине дня подъемы СДА приходятся на 7-8 и 12-14 ч. Во второй половине мышечная активность увеличивается в 15-16 и 20-21 ч. Таким образом, у школьников за период бодрствования проявляется 4 больших подъема («всплеска») двигательной активности, использование которых влияет на формирование двигательных качеств.

Специальные наблюдения за двигательным поведением учащихся на 340 уроках выявили, что подвижность школьников на разных уроках неодинакова. Она наибольшая на уроке чтения, несколько меньше на математике и самая малая на уроке русского языка. И все же потребность в движениях настолько велика, что учащийся, находясь в спокойном состоянии, например, на уроке русского языка «бегает под партой», совершая при этом до 34 движений в минуту.

Тучные школьники, как правило, менее подвижны на уроках, среднее число движений за урок у них составляет 37-60, тогда как у детей с нормальной массой – 25-239 движений. Утомление, вызванное умственной работой, у полных детей не снимается движением в результате несовершенства процессов саморегуляции.

Чтобы удовлетворить ежечасную потребность детей в движении, нужно, в первую очередь, правильно организовать учебный процесс не только школе, но и дома, предусмотрев возможность совершения различных движений во время выполнения домашнего задания. Это может быть просто изменение рабочей позы ребёнка каждые 15 минут, когда он может повернуться, встать, достать нужный ему предмет из ящика стола или с книжной полки. Каждый час полезно устраивать физкультминутки, в которые можно включать любые упражнения, в том числе комплекс, направленный на профилактику сколиоза. Запрет движений на уроках или при подготовке домашних заданий пагубно отражается на ребенке, так как вынуждает его продолжать работу на фоне физиологического утомления, которое, в конечном итоге, может перейти в переутомление, которое уже является патологическим процессом.

Необходимо также, чтобы дети каждый день в свободное от уроков время гуляли на свежем воздухе, играли в подвижные игры, а не сидели перед телевизором или компьютером. Это позволит сохранить их работоспособность и здоровье в целом.

Достаточно ли двигаются ваши дети? Если они посещают любую спортивную секцию или танцевальный кружок, хотя бы 2 раза в неделю, уровень их двигательной активности рассматривается как вполне достаточный. Оценить уровень двигательной активности тех детей, которые не имеют дополнительных видов физической активности, можно с помощью небольшой анкеты. Для этого нужно выбрать из предложенных ответов на каждый вопрос подходящие вашему ребёнку и сложить номера этих ответов. После этого в таблице «Шкала оценки уровня физической активности» в строке с соответствующим количеством баллов можно прочитать характеристику состояния здоровья ребёнка.

АНКЕТА
по оценке уровня двигательной активности.

1. Посещение ребёнком уроков физкультуры?

  • Посещает все уроки, если не болеет;
  • От 1 до 3 уроков в месяц может пропустить по разным причинам;
  • Ходит нерегулярно;
  • Освобождён от уроков физкультуры;

2. Как часто после школы ребёнок играет на улице в подвижные игры?

  • Почти каждый день.
  • 3-4 раза в неделю.
  • Редко.
  • Никогда.

3. Делает ли ребёнок утром зарядку?

  • Делает каждый день.
  • Делает иногда.
  • Не делает

4. Как ребёнок добирается до школы?

  • Ходит пешком, затрачивая на дорогу в один конец не менее 20 минут.
  • Ходит пешком, затрачивая на дорогу в один конец 10-15 минут.
  • Ходит пешком, затрачивая на дорогу в один конец менее 10 минут.
  • Ездит на транспорте.


Шкалы оценки уровня двигательной активности
(для тех, кто не посещает спортивную секцию)

Количество баллов

Характеристика здоровья в зависимости от уровня
двигательной активности.

4

У ребёнка достаточная двигательная активность, хороший запас здоровья и жизненных сил вообще. Если он и в будущем будет вести себя также активно, он сможет себя реализовать и добиться в жизни всего, что захочет.

5-8

У ребёнка средний уровень двигательной активности, есть запас жизненных сил, но при больших учебных или эмоциональных нагрузках здоровье может его подвести. Поэтому следует либо регулировать нагрузки, либо увеличить двигательную активность.

9-12

Низкий уровень двигательной активности, высокая утомляемость, жизненных сил и энергии хватает только на выполнение учебных обязанностей, поэтому организм слабый и подвержен частым заболеваниям.

13-15

Физическая активность практически отсутствует. Организм влачит жалкое существование. Если срочно не повысить двигательную активность ребёнка, при таком состоянии здоровья его жизненные перспективы практически равны нулю.

Попробуйте оценить уровень двигательной активности вашего ребёнка вместе с ним, привлекая его к выбору правильного ответа и к чтению характеристики здоровья. Если у ребёнка выявляется низкая физическая активность, ему нужно пояснить причины и совместно с ним решить, как можно исправить положение, то есть за счёт каких позиций повысить двигательную активность. Может быть, можно отказаться от поездки в транспорте, если расстояние от дома до школы можно пройти за 20-30 минут. Если это невозможно, или если ребёнок живёт рядом со школой, нужно дать ему возможность после школы поиграть на улице в подвижные игры в течение 1-1,5 часов. Они вызывают яркие эмоции и доставляют школьникам удовольствие, помогают снять усталость от школьных занятий, насыщают организм кислородом, повышают его энергетику и жизнеспособность.

Уровень двигательной активности можно повысить с помощью утренней (вечерней) гимнастики, которая должна включать упражнения на все основные группы мышц. Их трудность должна нарастать в середине зарядки и постепенно снижаться к концу. Для детей младшего школьного возраста утренняя гимнастика включает 5-9 упражнений и длится вначале 10-15 минут. По окончании зарядки рекомендуются водные процедуры: обтирание, обливание или душ.

Комплекс упражнений для утренней гимнастики:

  • потягивание;
  • ходьба (на месте или в движении);
  • упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса;
  • упражнения для мышц туловища, живота;
  • упражнения для мышц ног (приседания, прыжки);
  • упражнения общего воздействия с участием мышц ног, рук (махи, выпады вперед, в сторону);
  • упражнения силового характера;
  • упражнения на расслабление;
  • дыхательные упражнения.

Ежедневное использование упражнений позволяет выработать привычку к нагрузкам и потребность движений. Во время их выполнения нужно внимательно следить за позой (голова должна быть слегка приподнята, плечи отведены назад, грудь выгнута вперед, живот подтянут) и контролировать дыхание:

  • в момент расслабления мышц, при разгибании туловища, поднимании рук вверх, в стороны, расширении грудной клетки делают глубокий вдох;

  • выдох должен совпадать с моментом максимального напряжения мышц, особенно мышц живота, при сгибании туловища, опускании или сведении рук, при сужении грудной клетки.

Очень важно также, чтобы при выполнении физических упражнений ребёнок делал вдох через нос. При этом вдыхаемый воздух согревается в носовых ходах и с помощью выделяемой клетками слизи очищается и обезвреживается от бактерий. Этого не происходит, если воздух проникает в легкие через рот. Выдыхать можно через нос, но можно и через рот, растягивая выдох. Добиться удлинения выдоха можно с помощью простого приёма: нужно на выдохе неплотно сжать губы так, чтобы при этом раздувались щёки как при надувании воздушного шарика.

Такие дыхательные упражнения (короткий вдох носом и длинный выдох через сжатые губы) по 5-10-15 минут можно делать самостоятельно, не сочетая с гимнастикой, один или несколько раз в день не раньше чем через 2 часа после еды. При этом в крови накапливается и поддерживается достаточная концентрация углекислого газа, который оказывает различные полезные эффекты на организм человека, в том числе улучшается поступление кислорода в органы и ткани, расширяются сосуды, бронхи, кишечник, мочеточник и другие гладкомышечные органы. При этом также поддерживается кислотно-щелочное равновесие крови, что обеспечивает нормальную работу более 1000 ферментов и гормонов организма. Это полезно и детям, и взрослым.