В ноябре 1943-го Белорусский штаб партизанского движения решил из нескольких отрядов, действовавших на Могилевщине, создать бригаду и направить ее в Брестскую область. Задачей нового формирования, получившего наименование «8-я партизанская бригада», было усилить сопротивления оккупантам в западных областях республики. Командиром бригады был назначен полковник Сергей Жунин.
Уже 5 декабря 8-я партизанская бригада отправилась в рейд по тылам противника. Собрав накануне командиров всех отрядов, Жунин объявил, что для скрытности передвижения маршруты на каждый отрезок в пути будут доводиться им лично, устным приказом. Район предстоящего базирования, как и цели бригады, были также строго засекречены. Благодаря этим мерам шоссе Минск – Могилев партизанам удалось перейти без боя. Обнаружить «восьмерку» немцы смогли лишь после того, как она в ночь с 10 на 11 декабря на плотах форсировала Березину. Оккупантов передвижение крупного партизанского соединения встревожило не на шутку и они решили разгромить его авиаударами. В районе деревни Старые Речки бригада попала под вражеский авианалет и потеряла убитыми и ранеными 14 человек.
Тогда Жунин, чтобы не подвергать бомбежкам своих бойцов и мирных жителей, принял решение вести бригаду по заснеженным дорогам, через сожженные карателями деревни. Но без запасов фуража для лошадей, продовольствия и зимней обуви совершать марш стало практически невозможно. К тому же среди партизан появились больные сыпным тифом, и бригада была вынуждена остановиться. Лишь в начале 1944 года отряды 8-й бригады снова отправились в рейд. 20 января бригада вышла в район деревни Локтыши, находящейся в нескольких десятках километров от местечка Ганцевичи. Впереди колонны двигалась конная разведка. Она установила, что из Локтышей в сопровождении нескольких десятков немецких солдат и полицаев выдвигается обоз с сеном, дровами и продовольствием. Командир бригады решил атаковать врага.
Рота под командованием Александра Васина устроила засаду на опушке леса западнее дороги Локтыши – Заостровечье. Рота Григория Шикуло заняла позиции восточнее этой дороги. Рота Михаила Кулаковского перекрыла с севера дорогу Локтыши – Поддубно. Один из отрядов, оставив по одному человеку у повозок, сосредоточился в голове колонны. Взвод конных разведчиков под командованием Валериана Суханинского получил задание – после начала боя ворваться в Локтыши с тыла и не дать возможности противнику вернуться в деревню.
План оказался удачным. Когда головное охранение оккупантов вплотную подошло к засаде, партизаны открыли огонь и полностью его уничтожили. Гитлеровцы попытались организовать оборону и отстреливаться, но, не выдержав огня партизан, бросили обоз на дороге и отступили в лес. Поле боя осталось за народными мстителями, а лошади, сено, продукты и оружие достались им в качестве трофеев.
21 января в 22 часа бригада выступила из деревни Машуки, перешла на неохраняемом участке железную дорогу Барановичи – Лунинец и, пройдя около ста километров, к исходу дня 22 января вошла в деревню Выгонощи, а 23-го – в Святую Волю и Великую Гать. О прибытии бригады было доложено командиру Брестского партизанского соединения Сергею Ивановичу Сикорскому. А спустя некоторое время командир 8-й бригады и его боевые соратники встретились с ним лично. Вот как описывает это событие в своей книге воспоминаний «От Днепра до Буга» Сергей Жунин:
«– Слыхал, что боев не избежали, – сказал Сергей Иванович.
– Пришлось столкнуться несколько раз, – ответил я. – Люди готовы в бой хоть сегодня.
– Западные районы Белоруссии несколько отличаются от восточных, – пояснил полковник Сикорский. – Здесь надо не только умело действовать оружием, но и пропагандистским словом. Ведь народ тут прожил всего около двух лет при Советской власти.
– Агитаторы у нас хорошие, – ответил комиссар Василий Алексеевич Петров.
– А сейчас набирайтесь сил и готовьтесь к боевым действиям, – закончил Сикорский».
Вскоре 8-я партизанская бригада начала боевую работу в районе Телехан, Краглевичей, Озаричей, Логишина. Действовали в основном на железных дорогах, избрав тактику диверсий малых групп подрывников-диверсантов и расчетов противотанковых ружей ПТР – охотников за паровозами. Группы численностью до взвода-роты уничтожали мосты, устраивали завалы на лесных тропах и засады на шоссейных дорогах. С февраля по июнь 1944 года бойцами бригады спущено под откос и повреждено 45 эшелонов, взорвано 64 шоссейных моста, 160 автомашин, 12 орудий, 4330 рельсов.
P.S. *За помощь в подготовке материала автор благодарит сотрудников Ивацевичского историко-краеведческого музея.
Олег ГРЕБЕННИКОВ
Фото с официального сайта Белорусского государственного музея