Брестский областной исполнительный комитет

Брестский областной исполнительный комитет
Карта сайта
Прямые телефонные линии
Прямые телефонные линии
Электронные обращения
Электронные обращения
Одно окно
Одно окно
Очередь на жилье
Очередь на жилье
Вопросы и ответы
Вопросы и ответы
Главная О регионе Экскурс в историю

XIX век

12.03.2013 06:03
Население - менее 4 тысяч жителей
Ремесленников - 335
Лиц духовного звания - 50
Дворян - 36
Купцов - 9
Домов - 500

В начале XIX в. в городе развивается легкая промышленность. Работают суконная фабрика, винокуренный и маслобойный заводы.

В 1812 г., на десятые сутки после начала войны с французами, Брест становится ареной сражений, затем оказывается в районе действий третьей русской армии генерала А.П. Тормасова. 13 июля 1812 г. русская кавалерия под командованием князя А.Г. Щербатова и отряд генерала К.О. Ломберга врываются в Брест и разбивают два эскадрона врага, взяв в плен 40 саксонцев. Город несколько раз переходит из рук в руки. В декабре 1812 г. французские войска окончательно покидают "негостеприимный" Брест.

После перемещения военных действий в Западную Европу сюда прибывают тыловые воинские части из России. К этому периоду относится пребывание в Брест-Литовске А.С. Грибоедова, известного русского драматурга, поэта, музыканта и дипломата.

В то время большинство горожан добывали средства к существованию, занимаясь обработкой земли. Город жил размеренной провинциальной жизнью, которую время от времени нарушали пожары, уничтожавшие значительную часть деревянных сооружений, по-прежнему преобладающих в городе.

С завершением строительства шоссейной дороги Брест-Варшава в 1828 г. заметно оживились торговые связи города.

После утверждения плана строительства крепости на месте города Брест-Литовска с 1833 г. начались массовые земляные работы. Судьба самого города была предрешена.

По Высочайшему повелению Брест-Литовск переносится с территории при слиянии рек Мухавец и Западный Буг на два километра восточнее, а жителям выдается ссуда на постройку новых домов.

1835 год

Великолепные постройки старого города были уничтожены или приспособлены для военных целей. В августинском монастыре разместили Инженерное управление. Монастырь тринитариев использовался для военно-рабочей роты, монастырь бригиток - для арестантской. Комплекс иезуитского коллегиума в 1836 г. реконструирован в Комендантское управление, базилианский монастырь перестроен в Артиллерийские казармы, Петропавловская униатская церковь стала Офицерским собранием, так называемым "Белым дворцом".

Доминиканский костел сначала был перестроен в Фарный, но в 1848 г. снесен. Монастыри бернардинок и бернардинцев были переоборудованы по проекту архитектора Мордвинова. В них разместился названный в честь цесаревича Александровский кадетский корпус, церковь которого расписывал известный художник В. Баженов. После перевода корпуса в 1854 г. в Москву здание использовалось как военный госпиталь.

Были снесены приходской костел, униатские церкви св. Троицы, св. Михаила, Спасская церковь и другие. Через пять лет после возведения крепости старый город был полностью разрушен и перестал существовать.

Строительство крепости

В конце XVIII в. с целью укрепления западных рубежей России царское правительство принимает решение о сооружении крепости на месте г. Брест-Литовска. Эта крепость должна была стать одной из девяти цитаделей, которые предполагалось построить на западной границе Российской империи.

В 1797 г. инженер-генерал Деволан создал первый проект строительства крепости на месте старого города. Спустя десять лет инженер-
генерал Сухтелен вновь предложил избрать Брест-Литовск местом сооружения крепости, но нашествие Наполеона на Россию в 1812 г. помешало осуществить этот план.

В 1830 г. император Николай I утвердил окончательный вариант строительства Брестской крепости, разработанный инженерами-генералами К.И. Опперманом, Н.М. Малецким и полковником А.И. Фельдманом. Был создан строительный комитет во главе с Н.М. Малецким. Общее руководство строительством осуществлял начальник Западного военного округа инженер, генерал-майор И.И. Ден. Начавшиеся земляные работы были приостановлены в 1831 г. из-за восстания в Польше.

С 1832 г. высшее наблюдение за строительством было возложено на наместника Царства Польского генерала-фельдмаршала, князя Варшавского, графа Эриванского И. Ф. Паскевича. Тогда же были выделены и деньги на строительство. 6 июня 1833 г. в крепости были вновь начаты массовые земляные работы, временно приостановленные в том же году пожаром, уничтожившим большую часть города Брест-Литовска, окрестности которого превратились в огромную строительную площадку.

1 июня 1836 г. в торжественной обстановке была заложена оборонительная казарма в Цитадели - центральном острове крепости. По старинной традиции в фундамент будущей казармы была замурована закладная бронзовая доска во славу императора России Николая Павловича и шкатулка с 21 монетой, среди которых были платиновый трехрублевик, две золотые, тринадцать серебряных и несколько медных монет.

26 апреля 1842 г. над крепостью первого класса взвился трехцветный флаг Российской империи. Это означало, что мощное фортификационное сооружение - Брест-Литовская крепость - вступило в строй действующих крепостей России.

Общая площадь крепости - 4 квадратных километра. Рукава рек Мухавец и Западный Буг, обводные каналы делили ее территорию на 4 острова. Центром и наиболее защищенной частью крепости являлась Цитадель. Ее сомкнутая двухэтажная оборонительная казарма в виде многоугольника длиной 1,8 км с внешними стенами почти двухметровой толщины кольцом опоясывала центральный остров и имела более 500 неуязвимых для артиллерии казематов. Во дворе Цитадели размещались здания Арсенала, Инженерного управления, Белого дворца, Гарнизонная церковь.

Четверо ворот с мостами соединяли Цитадель с Тереспольским, Кобринским и Волынским предмостными укреплениями, окруженными обводными каналами и оборонительным валом десятиметровой высоты. Их внешняя линия превышала 6,4 км. В толще валов находились каменные казематы. 21 мост связывал предместья с крепостью.

Брест-Литовская крепость являлась замечательным военно-инженерным сооружением и интересным архитектурно-художественным комплексом. В 1840 г. по заказу графа И.Ф. Паскевича польский художник - академик живописи М.Залесский запечатлел на своих картинах строительство и первоначальный вид Брест-Литовской крепости.

Из-за отсутствия финансовых средств строительство крепости было приостановлено с 1848 по 1862 гг. К этому времени крепость Брест-Литовск уже не отвечала стандартам крепости первого класса. В связи с совершенствованием вооружения, ростом дальнобойности артиллерии крепость стала уязвимой на всю глубину ее территории. И только в 1864 г. по предложению русского иженера-фортификатора Э.И. Тотлебена в крепости начинаются работы по утолщению главного вала, строятся дополнительные укрепления.

В 1878 г. вокруг крепости сооружается пояс из девяти передовых укреплений-фортов, расположенных в 3-4 км друг от друга и удаленных от ограды крепости на 3-5 км. Приступить к дальнейшему укреплению крепости было решено в 1909 г. Следующий план реконструкции был рассчитан на период до 1921 г. Новый пояс из 14 фортов и 21 опорного пункта предполагалось создать уже в 6-7 км от ядра крепости. Строительные работы по укреплению крепости продолжались вплоть до лета 1914 г., но во время первой мировой войны крепость не получила боевого опыта.

Новый город

С 1835 г., в двух километрах восточнее крепости, стал возводиться новый город. Застройка велась на территории Волынского, Кобринского и Забугского предместий (форштадтов).

Центром нового города становится Кобринское предместье, располагавшееся к северо-востоку от крепости на высоком берегу реки Мухавец. Незатопляемое в паводок, это было наиболее удобное для строительства место.

Планы застройки старого и нового города во многом отличались друг от друга. План разрушенного Брест-Литовска образовывали радиально расположенные улицы, которые начинались от центральной городской площади и пересекались полукольцевыми улицами. План нового города предполагал прямые улицы, делившие его на небольшие прямоугольные и трапециевидные кварталы. Шоссейная улица (ныне проспект Машерова) стала центральной в городе.

Застройка города велась по "образцовым" проектам. Планы и фасады домов в Кобринском предместье с 1846 г. утверждались Главным управлением путей сообщения и публичных заведений.

Из-за близости крепости первоначально в городе возводились преимущественно деревянные здания в 1-2 этажа. Немногочисленные каменные дома были построены "во вкусе новейшей архитектуры, довольно изящные и большие, а некоторые даже громадны по отношению к провинции", - писал в 1853 г. историк П. М. Шпилевский в своей книге "Путешествия по Полесью и белорусскому краю". Каменные и деревянные особняки по улице Дворянской (Мицкевича) имели на главных фасадах мансарды и портики.

В городе по плану было несколько площадей. В центре - Базарная, в северной части - Думская (площадь Свободы), Соборная площадь - на пересечении улиц Дворянской (Мицкевича) и Миллионной (Советская). В 1842 г. на площади был построен Гостиный двор, в котором разместилось 178 лавок. Позднее возведены почтовая контора и станция с пассажирскими комнатами.

Сразу после переноса города на новое место в юго-восточной части Кобринского предместья (ныне территория ТЭЦ) был разбит городской сад, раскинувшийся на берегу реки Мухавец. В нем был деревянный летний театр уникальной конструкции, в котором сцена легко трансформировалась в эстраду, в арену цирка, в театральные подмостки.

На территории нового города на средства, полученные в виде компенсации за церковное имущество, земли и здания, отчужденные во время строительства крепости, возводятся костел Св. Креста в 1856 г., синагога - в 1861 г., пятикупольный Свято-Симеоновский собор - в 18б5 г.

Значительный подъем, оживление строительства город переживает в 70-е годы после сооружения Днепро-Бугского канала и железных дорог. В Брест-Литовске сошлись рельсы трех крупных железных дорог - Московско-Брестской, Варшавско-Тереспольской и Юго-Западной, оказавших огромное влияние на рост численности населения и динамику развития города (1862 г. - 20 тыс. чел., 1885 г. - 35 тыс. чел.).

В 1883-1886 гг. по проекту архитектора В. Лорберга, инженеров И. Николаи и Я. Горбунова в Брест-Литовске был построен из кирпича "замечательный по обширности и красоте новый железнодорожный вокзал", обошедшийся казне почти в 2 миллиона рублей. Вокзал, напоминающий средневековую крепость, был признан одним из лучших в Российской империи по красоте и удобству. От привокзальной площади стали прокладывать новые улицы к центру города и крепости.

В конце века в Бресте было развито ремесленное и кустарное производство, а фабрично-заводская промышленность была представлена небольшими перерабатывающими предприятиями, так как в военных целях в городе было запрещено строить высокие здания и вытяжные трубы.

Брест как торговый центр был гораздо значительнее, чем Минск, Могилев, Гомель, Витебск. Две брестские ежегодные ярмарки на Десятуху (на 10-й неделе после Пасхи) и на Николая (9 мая) считались лучшими на белорусских землях. На них съезжались купцы из разных стран и многих городов России.

Добраться с вокзала в город или крепость можно было на извозчиках, которые выезжали ко всем пассажирским поездам. Стоянкой ломовых извозчиков в городе была Базарная площадь. Первым общественным транспортом Брест-Литовска стали омнибусы - многоместные конные кареты, совершавшие регулярные рейсы по городу, на вокзал, в крепость.

Ночью Брест-Литовск сначала освещался свечами, которые помещались внутри фонарей. В дальнейшем их заменяют масляными фонарями, а затем спиртовыми и керосиновыми. Освещение длилось всего лишь 800 часов в год, в основном в зимний период. На это расходовалось 134 ведра спирта. Освещены были только улицы в центре города. Лучше всех освещалась ул. Шоссейная (совр. пр. П.М. Машерова), по которой часто проезжали почтовые дилижансы, фельдъегери и различный транспорт.

По данным Всеросийской переписи населения, проходившей в 1897 году, в Брест-Литовске проживало 46568 человек (из них: мужчин - 25509, женщин - 21059).
все новости

Государственные органы и организации Беларуси