Каждый год в
преддверии Единого дня здоровья Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ)
выбирает тему, которая станет лозунгом и призывом к действию на ближайшие 365
дней. В 2023 году в качестве признания центральной роли пациентов, их
родственников и лиц, осуществляющих уход, в обеспечении эффективности
лечебно-диагностического процессаВсемирный день безопасности пациентов посвящен теме «Повышение роли
пациентов в безопасном оказании медицинской помощи».
Вовлечение пациентов и
членов их семей является одной из основных стратегий по снижению риска
осложнений и повышению безопасности в процессе медицинского обслуживания. При
этом очень важно, чтобы пациенты становились активными партнерами медицинских
специалистов при оказании им необходимой помощи.
Отношения между врачом
и пациентом являются центральной частью здравоохранения и медицинскойпрактики. Они должны строиться на доверии, уважении, общении и взаимопонимании,
что позволяет обеспечить высокое качество медицинского обслуживания пациента и оптимальное
функционирование врача. При этом доверительный аспект этих отношений должен
быть взаимным: врач доверяет пациенту ту информацию, которая может иметь
отношение к данному случаю, а пациент, в свою очередь, доверяет ему некоторые
подробности своей жизни, понимая, что врач обязан уважать его частную жизнь и
не разглашать эту информацию третьим лицам.
Имеются данные о том, что партнерские
отношения с пациентами при оказании медицинской помощи позволяют значительно
повысить показатели безопасности и удовлетворенности пациентов и существенно
улучшить результаты лечебно-диагностического процесса.
Культура безопасности пациента.
Для повышения уровня здоровья и
эффективности лечебно-диагностических процедур, профилактики осложнений разработаны
рекомендации для населения, так как каждый из нас является потенциальным
пациентом.
1. Помните, что основа вашего здоровья и
благополучия – это профилактика заболеваний, которая включает в себя целый
спектр мероприятий: отказ от курения и злоупотребления алкоголем, поддержание
нормального веса, правильное питание, двигательная активность, укрепление
иммунной системы (достаточный сон, использование БАДов, в том числе витамина Д3,
минералов), соблюдение правил гигиены.
2. Старайтесь своевременно обращаться за
медицинской помощью, чтобы не упустить время и не перевести проблему в
хроническую.
3. При посещении врача давайте полную и точную
информацию о своем здоровье и о возникших проблемах – это важно для постановки
правильного диагноза.
4. Не стесняйтесь задавать вопросы, если
вы пациент или родственник/законный представитель, чтобы получить больше
информации о заболевании, ее причинах и течении, о профилактике осложнений и
правильной тактике при возникающих проблемах.
5. Информируйте медицинских работников о
любых отклонениях в состоянии своего здоровья или здоровья подопечного при
получении медицинской помощи.
6. Узнайте мнение другого специалиста,
если нужно иметь больше информации для принятия решения о своем здоровье, и не
забудьте обсудить это с вашим лечащим врачом.
7. Ведите себя вежливо
и тактично. Помните, что грубое поведение может негативно сказаться на результатах лечения. Проведенные
исследования показали, что у медицинских работников, которые сталкиваются с
грубым поведением пациентов или их родственников, снижалась способность
эффективно выполнять некоторые из своих более простых задач и процедур.