Брестский областной исполнительный комитет

Брестский областной исполнительный комитет
Карта сайта
Прямые телефонные линии
Прямые телефонные линии
Электронные обращения
Электронные обращения
Одно окно
Одно окно
Очередь на жилье
Очередь на жилье
Вопросы и ответы
Вопросы и ответы
Главная Новости

Анна Сеньковец: Брестский театр драмы попал в грантовую программу за месяц до дедлайна: как готовят премьеру и на что потратят деньги?

14.11.2023 16:11
Брестский академический театр драмы анонсировал на 5 декабря премьеру спектакля "Моцарт и Сальери" по мотивам одной из "маленьких трагедий" классика русской литературы А.С. Пушкина. Казалось бы - обычное дело: театральная труппа готовит новую постановку. Однако есть два обстоятельства, которые делают проект особенным: спектакль создается на грант автономной некоммерческой организации "Русские сезоны" при поддержке Министерства культуры России, а на его постановку у театра было немногим более одного месяца. Корреспондент БЕЛТА встретилась с директором БАТД Анной Сеньковец и узнала о деталях проекта "Развитие культурного диалога".

- Анна Владимировна, как вы оказались в этом проекте?

- В апреле я принимала участие в форуме зарубежных русских театров в Санкт-Петербурге - международной конференции "Русский театр за рубежом как институт русской культуры". Там собрались директора, художественные руководители и главные режиссеры русских театров из Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана. Собственно, там и прозвучала информация о том, что по федеральному проекту Минкультуры РФ "Развитие культурного диалога" в связи с 225-летием Пушкина, которое будет отмечаться в 2024 году, выделены ассигнования на постановку спектаклей по его произведениям в русских зарубежных театрах. В числе тех, чьи заявки были одобрены, были и два белорусских театра - национальный имени М. Горького и Гродненский кукольный. Я тогда по-доброму порадовалась за коллег и подумала, как было бы здорово и нашему театру попасть в эту программу. А в конце октября по дороге в Нижний Новгород на XI Российский театральный фестиваль им. М. Горького "Диалог эпох. Время открытий", куда мы ехали со спектаклем "Олеся", мне позвонили из Министерства культуры Беларуси. И начальник отдела международного сотрудничества и взаимодействия со средствами массовой информации Виктория Леонидовна Ратобыльская предложила принять участие в этом проекте, поскольку из него по какой-то причине вышел один из зарубежных театров.

- То есть вам предложили своеобразную "горящую путевку"? И каковы были условия?

- Нужно сделать постановку по произведению Пушкина. Причем мы должны были уложиться в те же сроки, что и театры, которые готовились к этому с апреля. Но мы получили колоссальную поддержку нашего Министерства культуры. Из Нижнего Новгорода мы вернулись в воскресенье 29 октября и, буквально переодевшись и перекусив с дороги, собрались в театре для обсуждения будущего спектакля. Определились с режиссером, потом с произведением. В общем, быстро включились в работу, поскольку времени было в обрез.

- И как вы выбирали из Пушкина? Почему остановились на "Маленьких трагедиях"?

- Искали материал, где задействовано немного персонажей и который можно быстро поставить. Дело в том, что у нас сейчас в работе новогодняя сказка, которая должна быть готова к 15 декабря, а это большая сцена. Мы понимали, что параллельно второй спектакль там запустить не можем, т.е. единственный выход - брать малую сцену, потому что по-другому мы не сможем разойтись с репетиционным процессом. Так определили к постановке пьесу "Моцарт и Сальери". Поскольку двое из трех наших режиссеров заняты на других проектах (Александр Козак готовит новогоднюю сказку, а Тимофей Ильевский вводит новых актеров в спектакль "Женитьба", который мы показываем 15 ноября на Национальную театральную премию), выбор остановили на Денисе Федорове. Денис Владимирович - молодец: он умеет быстро аккумулироваться и быстро приступить к работе. Они с главным художником Николаем Полторака двое суток практически не выходили из театра и вскоре представили худсовету концепцию спектакля. Хоть и в экстренном порядке, но мы соблюли все нормы. Технически то, что придумано художником, сложновато, но пытаемся все воплотить в реальность. Уверены, что получится хороший спектакль.

- Значит, репетиционный процесс уже идет?

- Да, мы в процессе. Идут репетиции, заказываем материалы, пошив костюмов идет полным ходом, изготавливаем декорации. Словом, работаем над проектом. Но творческий процесс - это одно. Сложно будет оборудование закупить: конец года, есть определенная процедура закупки.

- Имеется в виду оборудование для спектакля?

- Не только. На основании договора с АНО "Русские сезоны" выполняется постановка спектакля и модернизация театра. И мы в рамках данного проекта покупаем пульт помощника режиссера - о чем мы мечтали долгие годы. Это очень важное оборудование, благодаря которому осуществляется связь со всеми цехами - монтировочным, звуковым, световым.

- А можно узнать, какая сумма выделяется?

- 9,6 млн российских рублей. За вычетом НДС к расходованию мы получим меньшую сумму. Пульт стоит Br210 тыс. Мы сейчас находимся в процессе закупки и надеемся, что успеем все закупить.

- Деньги вы уже получили?

- Первый транш пришел уже, да.

- И средства нужно освоить до конца года?

- До 5 декабря.

- То есть премьера назначена на 5 декабря неслучайно? Это дедлайн?

- Да, мы не можем позже. Это условие для всех театров - участников проекта. Только все уже с апреля работают, а мы должны были включиться и сделать за месяц то, что другие театры готовят полгода.

- Как организаторы проекта отслеживают вашу работу, готовность?

- Мы предоставляем отчет по каждому этапу. Сейчас, после согласования с ними, - по афише и всей рекламной продукции. По договору мы должны будем отснять и отправить видео с премьеры. На самом деле это колоссальный объем работы. Нужно было представить много документов для того, чтобы подать заявку на участие в проекте с перечнем необходимого оборудования, которое будет использоваться в самом спектакле, с его характеристиками и обоснованием.

- Но все это стоит того, чтобы получить такой грант?

- Да, это огромная помощь, которая в данный момент театру нужна. Хочу отметить, что в этом году из областного бюджета нам выделили средства на модернизацию оборудования. Мы полностью заменили звук и свет на большой сцене театра. Сейчас идет процедура закупки одежды сцены - так называемого черного кабинета, который не обновлялся 30 лет. Необходимо 820 кв.м ткани. Также в этом году за внебюджетные средства мы обновили театральный бар. Малый зал и его звуковое оборудование модернизировали в прошлом году. Постепенно готовимся к юбилею - в следующем году 1 октября нашему театру исполняется 80 лет.

- И какие планы в связи с юбилейной датой?

- Основное наше желание - сделать полноценную музейную комнату, в которой, пусть в небольшом объеме, но будет представлена история театрального искусства на Брестчине, Брестского академического театра драмы, международного театрального фестиваля "Белая вежа", нашего симфонического оркестра. Планируем, конечно, и новые постановки. Пока идет отбор. Отправили свои предложения в Министерство культуры. Год ожидается интересный, насыщенный. Надеемся, что все получится.

Светлана ВЕЧОРКО,

БЕЛТА.-0-

 
все новости

Государственные органы и организации Беларуси