Брестский областной исполнительный комитет

Брестский областной исполнительный комитет
Карта сайта
Прямые телефонные линии
Прямые телефонные линии
Электронные обращения
Электронные обращения
Одно окно
Одно окно
Очередь на жилье
Очередь на жилье
Вопросы и ответы
Вопросы и ответы

Адаптация первоклассника (советы родителям)

30.08.2013 11:08

Первоклассник идет в школу. Большие надежды возлагают на него родители, ведь для них их ребенок особенный, они ждут от него успешности, особых достижений и не представляют, какие ловушки подстерегают их в качестве родителя школьника. И когда ребенок в начале обучения не оправдывает ожидания, появляются первые разочарования.

Все дети, идя в школу, переживают так называемый «школьный стресс» или «школьный страх», то есть происходит изменение психического состояния ребенка. Идет период адаптации к изменившимся условиям жизни. Адаптация протекает у детей по-разному. У одних функциональные системы организма компенсируются в течение первой четверти, у других нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия. У некоторых детей адаптация к школе происходит тяжело. Ухудшение здоровья нарастает от начала к концу учебного года. Тяжелее всего адаптируются дети, перенесшие черепно-мозговые травмы, часто болеющие, страдающие расстройствами нервно-психической сферы. Все это обуславливает снижение работоспособности, высокую утомляемость, более низкую успеваемость, ухудшение здоровья.

Психотравмирующих причин, вызывающих нарушения со стороны нервно-психической сферы у детей, очень много.

Не так давно мне довелось быть свидетелем одного разговора. Женщина, рядом с которой стоял хрупкий малыш-крошка лет пяти с виду, говорила, что он уже пойдет в первый класс. Мальчик при этом разговоре был безучастен, особых эмоций по поводу грядущего первого класса не выразил. Ему, как оказалось, в сентябре исполнится шесть лет. И это совершенно не важно, что он интеллектуально подготовлен к школе, что он уже пишет, читает и знает наизусть «Сказку о царе Салтане…» Я спросила: «Может быть, рано еще его в школу отправлять?». На что мама ответила, что «там разберутся». Кто «там» будет разбираться, когда у ребенка в период адаптации начнет наблюдаться «дефицит массы тела», потому что к концу первой четверти, как правило, это происходит, а у него и сейчас масса тела не на уровне. Ребенок станет жаловаться на усталость, сонливость, головные боли, будет говорить, что у него болит живот. Как тогда к этому отнесутся родители? Заберут из школы и опять – в детский сад, или пустят все на самотек: как будет? А будет плохо, потому что о физической готовности к школе этого ребенка говорить рано. Мне часто родители говорят: «Вначале хотел в школу, потом желание учиться пропало».

Тяжела участь «медлительных детей». У этих детей медленный темп деятельности. Они дольше других включаются в работу, труднее переключаются с одного вида деятельности на другой. Учителя, как правила, стараются либо не замечать таких детей, которые не успевают выполнять задание на уроке, либо требуют «быстрее», а при невыполнении задания ставят им двойки. Не наказывать за плохие, фактически не заслуженные отметки, не упрекать в лени, не торопить – не создавать прецедент, благоприятствующий утрате интереса к учебе, но понять, что он такой, а вовсе не лентяй, и помочь, поддержать, укрепить его физическое здоровье. Такие дети тоже бывают вундеркиндами.

Встречаются случаи, когда ребенок панически боится сделать ошибку, т.к. его мать или отец педантично проверяют каждую букву, драматизируя неудачи. И тогда он не в состоянии самостоятельно выразить даже то, что знает.

Нужно хорошо знать, что часто в основе снижения успеваемости ребенка лежит не интеллектуальная недостаточность, а общая ослабленность организма, так называемое астеническое состояние. И если у таких детей во что бы то ни стало,  любой ценой требовать высоких показателей успешности, то они становятся раздражительными, плаксивыми и как следствие одни начинают заикаться, у них появляются подергивание век, мышц лица, шеи, другие мочатся в постель, беспокойно спят, иные замыкаются, отказываются отвечать урок, так как начинает развиваться «мутизм». И эти недуги могут закрепиться надолго или навсегда.

Конечно, все дети сейчас обследуются специалистами на предмет готовности к школе. Но если у первоклассника школьная адаптация затягивается, нужно вовремя установить ее причины и тогда развитие стойкой неуспеваемости и нарушения его нервно-психической сферы можно предотвратить.

Ведь часто у подростков, попавших в разряд отстающих, или с нарушениями норм поведения проблемы обусловлены только тем, что когда-то, в первом классе, когда было очень трудно, ни папа с мамой, ни учительница, не помогли им преодолеть трудности и стать успешными.

Уважаемые родители, физическое и психическое здоровье ваших детей, их духовное состояние и будущее зависят от вас!

Любите их, заботьтесь о них и защищайте их!

Пусть у каждого ребенка в сердце надежно живет ощущение защищенности: «Как хорошо, что есть семья, которая всегда от всяких бед хранит меня».

И если у вас случаются такие ситуации в воспитании детей, когда самим трудно найти верное решение, всегда можно обратиться за помощью к психологу. Наш телефон 26-10-79.

все новости

Государственные органы и организации Беларуси