Первоклассник идет в школу. Большие надежды возлагают на него родители, ведь для них их ребенок особенный, они ждут от него успешности, особых достижений и не представляют, какие ловушки подстерегают их в качестве родителя школьника. И когда ребенок в начале обучения не оправдывает ожидания, появляются первые разочарования.
Все дети, идя в школу, переживают так называемый «школьный стресс» или «школьный страх», то есть происходит изменение психического состояния ребенка. Идет период адаптации к изменившимся условиям жизни. Адаптация протекает у детей по-разному. У одних функциональные системы организма компенсируются в течение первой четверти, у других нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия. У некоторых детей адаптация к школе происходит тяжело. Ухудшение здоровья нарастает от начала к концу учебного года. Тяжелее всего адаптируются дети, перенесшие черепно-мозговые травмы, часто болеющие, страдающие расстройствами нервно-психической сферы. Все это обуславливает снижение работоспособности, высокую утомляемость, более низкую успеваемость, ухудшение здоровья.
Психотравмирующих причин, вызывающих нарушения со стороны нервно-психической сферы у детей, очень много.
Не так давно мне довелось быть свидетелем одного разговора. Женщина, рядом с которой стоял хрупкий малыш-крошка лет пяти с виду, говорила, что он уже пойдет в первый класс. Мальчик при этом разговоре был безучастен, особых эмоций по поводу грядущего первого класса не выразил. Ему, как оказалось, в сентябре исполнится шесть лет. И это совершенно не важно, что он интеллектуально подготовлен к школе, что он уже пишет, читает и знает наизусть «Сказку о царе Салтане…» Я спросила: «Может быть, рано еще его в школу отправлять?». На что мама ответила, что «там разберутся». Кто «там» будет разбираться, когда у ребенка в период адаптации начнет наблюдаться «дефицит массы тела», потому что к концу первой четверти, как правило, это происходит, а у него и сейчас масса тела не на уровне. Ребенок станет жаловаться на усталость, сонливость, головные боли, будет говорить, что у него болит живот. Как тогда к этому отнесутся родители? Заберут из школы и опять – в детский сад, или пустят все на самотек: как будет? А будет плохо, потому что о физической готовности к школе этого ребенка говорить рано. Мне часто родители говорят: «Вначале хотел в школу, потом желание учиться пропало».
Тяжела участь «медлительных детей». У этих детей медленный темп деятельности. Они дольше других включаются в работу, труднее переключаются с одного вида деятельности на другой. Учителя, как правила, стараются либо не замечать таких детей, которые не успевают выполнять задание на уроке, либо требуют «быстрее», а при невыполнении задания ставят им двойки. Не наказывать за плохие, фактически не заслуженные отметки, не упрекать в лени, не торопить – не создавать прецедент, благоприятствующий утрате интереса к учебе, но понять, что он такой, а вовсе не лентяй, и помочь, поддержать, укрепить его физическое здоровье. Такие дети тоже бывают вундеркиндами.
Встречаются случаи, когда ребенок панически боится сделать ошибку, т.к. его мать или отец педантично проверяют каждую букву, драматизируя неудачи. И тогда он не в состоянии самостоятельно выразить даже то, что знает.
Нужно хорошо знать, что часто в основе снижения успеваемости ребенка лежит не интеллектуальная недостаточность, а общая ослабленность организма, так называемое астеническое состояние. И если у таких детей во что бы то ни стало, любой ценой требовать высоких показателей успешности, то они становятся раздражительными, плаксивыми и как следствие одни начинают заикаться, у них появляются подергивание век, мышц лица, шеи, другие мочатся в постель, беспокойно спят, иные замыкаются, отказываются отвечать урок, так как начинает развиваться «мутизм». И эти недуги могут закрепиться надолго или навсегда.
Конечно, все дети сейчас обследуются специалистами на предмет готовности к школе. Но если у первоклассника школьная адаптация затягивается, нужно вовремя установить ее причины и тогда развитие стойкой неуспеваемости и нарушения его нервно-психической сферы можно предотвратить.
Ведь часто у подростков, попавших в разряд отстающих, или с нарушениями норм поведения проблемы обусловлены только тем, что когда-то, в первом классе, когда было очень трудно, ни папа с мамой, ни учительница, не помогли им преодолеть трудности и стать успешными.
Уважаемые родители, физическое и психическое здоровье ваших детей, их духовное состояние и будущее зависят от вас!
Любите их, заботьтесь о них и защищайте их!
Пусть у каждого ребенка в сердце надежно живет ощущение защищенности: «Как хорошо, что есть семья, которая всегда от всяких бед хранит меня».
И если у вас случаются такие ситуации в воспитании детей, когда самим трудно найти верное решение, всегда можно обратиться за помощью к психологу. Наш телефон 26-10-79.