Брестский областной исполнительный комитет

Брестский областной исполнительный комитет
Карта сайта
Прямые телефонные линии
Прямые телефонные линии
Электронные обращения
Электронные обращения
Одно окно
Одно окно
Очередь на жилье
Очередь на жилье
Вопросы и ответы
Вопросы и ответы

Четыре шага к самостоятельности ребенка

03.03.2014 09:03

Основой отношений с ребенком в семье является безоценочное, безусловное его принятие, когда он знает, что нам нужен, и его существование для нас – любовь и радость. Но как же быть, если ребенок делает «не то», не слушается, раздражается? Практически каждый, у кого есть или были маленькие дети, да и взрослые тоже, сталкивался с ситуацией, когда он нетерпеливо вмешивался в процесс детского творчества, потому что кажется, что делается все неправильно, не так. Строит ребенок замок, нам хочется научить, показать, малыш кричит: «Я сам», - но замок вот-вот развалится, так и чешутся руки сделать, как следует, мы вырываем инициативу творчества из рук ребенка, у него истерика. Мы недоумеваем. Когда мы были маленькими, как трудно было писать первые буквы, а вот сейчас это происходит автоматически. Наши дети должны также пройти этот путь проб и ошибок, чтобы чему-то научиться. Если ребенок учится ходить, мы же не выговариваем ему, что так не ходят, и не поучаем, как надо, а вот, когда он складывает кубики, и не просит о помощи, вмешиваемся, говорим, что он делает не так. Сами дети относятся к своим ошибкам, более терпимо, чем взрослые. Они довольны, что у них уже что-то, получается, значит, завтра получится еще лучше. Мы, родители, замечаниями «ты не умеешь», «смотри, как надо», хотим скорее добиться лучших результатов, а получается часто наоборот. Почему дети говорят: «Я не умею, у меня не получится»? Потому что у них уже формируется программа на неуспешность, а в дальнейшем – заниженная самооценка. Поэтому, первое правило, когда ребенок чем-то занят самостоятельно, – не вмешивайтесь в дело, которое он делает с удовольствием и не просит о помощи. Своим невмешательством вы сообщаете ему уверенность, что все в порядке, и он справится сам.

Другое дело, если он натолкнулся на трудность, с которой не может справиться и нуждается в помощи, а вы отказываетесь помочь и занимаете позицию невмешательства: «Ты что, маленький», «Ну и бестолковый же ты», - тогда ребенок начатое бросит из-за невозможности сделать самостоятельно. Так у детей формируется также неуверенность в достижении цели, и впоследствии начатое трудное дело он будет бросать, не доделав до конца.

По мере развития ребенка, круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается. Сначала он делает с помощью взрослых, затем будет делать сам. Таким образом, потенциал ребенка, где родители много с ним занимаются, расширяется, а у другого – он ограничен, так как родители предоставляют малыша самому себе и первый ребенок, безусловно, развивается быстрее и чувствует себя увереннее и благополучнее.

Многие родители жалуются, что, будучи в первом и втором классе, дети не любят читать. Но дело в том, что скорость чтения у детей бывает низкая, и в трудный период освоения чтения нужно помочь ребенку увлечься содержанием книги. Как любят дети, забравшись вечером под одеяло, или удобно усевшись под мышкой у родителей, слушать стихи, волшебные сказки, увлекательные рассказы! И тогда на всю жизнь остаются воспоминания о прекрасных семейных вечерах и любовь к книгам. Маленькие дети очень любят быть помощниками по дому: стирать, гладить, ходить в магазин, готовить. Если родители не допускали их к домашним делам, то со временем эти родители жалуются, что дети ленивы, несознательны, эгоистичны. Но все это, к сожалению, взрослые сотворили сами. Если же родители слишком рано переложили свою часть дел по дому на детей, то это также чревато, так как ребенок не научился элементарному, а от него уже требуют делать непосильные для него вещи. И здесь все творчество превращается в занудливое принудительное руководство.

Почему же ребенок не собирает разбросанные игрушки, не убирает рабочий стол? Причин непослушания много. Но, возможно, ему еще трудно организовать себя, а может, нужна моральная поддержка родителей? Если же вы слишком директивно настаиваете, ребенку неприятно, что вы всегда побеждаете, его это может унижать и поэтому он сопротивляется. И здесь важен тон, на котором вы общаетесь. Не руководите ребенком, когда совместно занимаетесь, не занимайте позицию сверху. В таких случаях дети начинают восставать, спорить, не соглашаться, становятся неуправляемыми.

Бывает, что родители чересчур заботливы, и тон при общении очень теплый, а дети все равно не слушают их. Всевозможные кружки, не интересные детям, бесконечный контроль и совместное выполнение домашних заданий, чтобы только «на отлично», чтобы был всегда чистенький! Детям это не нужно, а родители все равно «толкают лодку против течения». У взрослых нет ни сил, ни времени на собственные интересы, на личную жизнь. Все уныло, сложно и безрезультатно. Кто не мечтает, чтобы их ребенок сам вставал в школу, сам садился за уроки, вовремя ложился спать? Но во многих семьях забота обо всех этих делах на многие годы так и остается на плечах родителей. Если такое в вашей семье случается, обратите особое внимание на правило третье: постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

Процесс передачи ответственности очень непрост, приходится рисковать временным благополучием ребенка: опоздание в школу, снижение успеваемости и многое другое. То есть, наши дети сталкиваются с отрицательным опытом, и это нормально. Позволяйте им встречаться с отрицательными последствиями своих необдуманных действий или своего бездействия. Только тогда он будет взрослеть, и становиться сознательным и ответственным. Таким образом, правило четвертое – на ошибках учатся. От этого  в дальнейшем зависит успешность и упорство в достижении цели.  

Самусевич Д.С.,

психолог отдела общественного

здоровья ГУ «БОЦГЭиОЗ» 

все новости

Государственные органы и организации Беларуси