Основой отношений с ребенком в семье является безоценочное, безусловное его принятие, когда он знает, что нам нужен, и его существование для нас – любовь и радость. Но как же быть, если ребенок делает «не то», не слушается, раздражается? Практически каждый, у кого есть или были маленькие дети, да и взрослые тоже, сталкивался с ситуацией, когда он нетерпеливо вмешивался в процесс детского творчества, потому что кажется, что делается все неправильно, не так. Строит ребенок замок, нам хочется научить, показать, малыш кричит: «Я сам», - но замок вот-вот развалится, так и чешутся руки сделать, как следует, мы вырываем инициативу творчества из рук ребенка, у него истерика. Мы недоумеваем. Когда мы были маленькими, как трудно было писать первые буквы, а вот сейчас это происходит автоматически. Наши дети должны также пройти этот путь проб и ошибок, чтобы чему-то научиться. Если ребенок учится ходить, мы же не выговариваем ему, что так не ходят, и не поучаем, как надо, а вот, когда он складывает кубики, и не просит о помощи, вмешиваемся, говорим, что он делает не так. Сами дети относятся к своим ошибкам, более терпимо, чем взрослые. Они довольны, что у них уже что-то, получается, значит, завтра получится еще лучше. Мы, родители, замечаниями «ты не умеешь», «смотри, как надо», хотим скорее добиться лучших результатов, а получается часто наоборот. Почему дети говорят: «Я не умею, у меня не получится»? Потому что у них уже формируется программа на неуспешность, а в дальнейшем – заниженная самооценка. Поэтому, первое правило, когда ребенок чем-то занят самостоятельно, – не вмешивайтесь в дело, которое он делает с удовольствием и не просит о помощи. Своим невмешательством вы сообщаете ему уверенность, что все в порядке, и он справится сам.
Другое дело, если он натолкнулся на трудность, с которой не может справиться и нуждается в помощи, а вы отказываетесь помочь и занимаете позицию невмешательства: «Ты что, маленький», «Ну и бестолковый же ты», - тогда ребенок начатое бросит из-за невозможности сделать самостоятельно. Так у детей формируется также неуверенность в достижении цели, и впоследствии начатое трудное дело он будет бросать, не доделав до конца.
По мере развития ребенка, круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается. Сначала он делает с помощью взрослых, затем будет делать сам. Таким образом, потенциал ребенка, где родители много с ним занимаются, расширяется, а у другого – он ограничен, так как родители предоставляют малыша самому себе и первый ребенок, безусловно, развивается быстрее и чувствует себя увереннее и благополучнее.
Многие родители жалуются, что, будучи в первом и втором классе, дети не любят читать. Но дело в том, что скорость чтения у детей бывает низкая, и в трудный период освоения чтения нужно помочь ребенку увлечься содержанием книги. Как любят дети, забравшись вечером под одеяло, или удобно усевшись под мышкой у родителей, слушать стихи, волшебные сказки, увлекательные рассказы! И тогда на всю жизнь остаются воспоминания о прекрасных семейных вечерах и любовь к книгам. Маленькие дети очень любят быть помощниками по дому: стирать, гладить, ходить в магазин, готовить. Если родители не допускали их к домашним делам, то со временем эти родители жалуются, что дети ленивы, несознательны, эгоистичны. Но все это, к сожалению, взрослые сотворили сами. Если же родители слишком рано переложили свою часть дел по дому на детей, то это также чревато, так как ребенок не научился элементарному, а от него уже требуют делать непосильные для него вещи. И здесь все творчество превращается в занудливое принудительное руководство.
Почему же ребенок не собирает разбросанные игрушки, не убирает рабочий стол? Причин непослушания много. Но, возможно, ему еще трудно организовать себя, а может, нужна моральная поддержка родителей? Если же вы слишком директивно настаиваете, ребенку неприятно, что вы всегда побеждаете, его это может унижать и поэтому он сопротивляется. И здесь важен тон, на котором вы общаетесь. Не руководите ребенком, когда совместно занимаетесь, не занимайте позицию сверху. В таких случаях дети начинают восставать, спорить, не соглашаться, становятся неуправляемыми.
Бывает, что родители чересчур заботливы, и тон при общении очень теплый, а дети все равно не слушают их. Всевозможные кружки, не интересные детям, бесконечный контроль и совместное выполнение домашних заданий, чтобы только «на отлично», чтобы был всегда чистенький! Детям это не нужно, а родители все равно «толкают лодку против течения». У взрослых нет ни сил, ни времени на собственные интересы, на личную жизнь. Все уныло, сложно и безрезультатно. Кто не мечтает, чтобы их ребенок сам вставал в школу, сам садился за уроки, вовремя ложился спать? Но во многих семьях забота обо всех этих делах на многие годы так и остается на плечах родителей. Если такое в вашей семье случается, обратите особое внимание на правило третье: постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
Процесс передачи ответственности очень непрост, приходится рисковать временным благополучием ребенка: опоздание в школу, снижение успеваемости и многое другое. То есть, наши дети сталкиваются с отрицательным опытом, и это нормально. Позволяйте им встречаться с отрицательными последствиями своих необдуманных действий или своего бездействия. Только тогда он будет взрослеть, и становиться сознательным и ответственным. Таким образом, правило четвертое – на ошибках учатся. От этого в дальнейшем зависит успешность и упорство в достижении цели.
Самусевич Д.С.,
психолог отдела общественного
здоровья ГУ «БОЦГЭиОЗ»