Нелегко найти человека, который никогда не испытывал чувство страха. При чрезмерной податливости страхам, зависимости от них меняется поведение человека, он становится неуверенным в себе, подавляется воля.
Детские страхи, если к ним правильно относиться, и понимать причины их появления, исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время – то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей.
Если у ребенка в жизни встречаются испуг, конфликты, неудачи, то есть раздражители, появившиеся в процессе опыта или межличностных отношений, то эти раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий – это первое.
Второе – это внушаемые страхи, источник которых родители, бабушки, воспитатели детских учреждений: не подходи – упадешь, не гладь – укусит. И ребенок не имея представления об угрозе, усваивает сигналы тревоги. Если ребенка без нужды запугивать, то он теряет уверенность в себе, становится напряженным, чрезмерно осторожным.
В-третьих: страхи внушенные бывают, когда родители чересчур беспокойные и постоянно ведут разговоры о болезнях, несчастьях, убийствах в присутствии ребенка, то есть взрослый человек, который в свое время не избавился от страхов, став родителем испытывает трудности в установлении нормальных семейных отношений. Эти страхи, скорее всего, передадутся и его детям.
С первых лет жизни ребенок боится всего нового и неизвестного. У маленьких детей все реально: и Баба-яга – живое существо, дядя с мешком – тоже рядом. Эти страхи навязывают взрослые, а потом жалуются, что дети боятся темноты, по ночам беспокойно спят.
В семьях, где слишком строгие родители, считающие, что игра - это баловство и пустое времяпрепровождение, большинство детей не может играть в шумные, подвижные игры, у них обедняется эмоциональная сфера, наступает чрезмерно ранняя и односторонняя интеллектуализация психики. Там же, где чересчур опасаются, что ребенок, играя, может нанести себе травму, появляется детская безосновательная тревога, беспокойство по поводу предполагаемой опасности.
Если мамы стремятся как можно скорее выйти на работу после родов, то у младенцев эмоционально чувствительных с первых лет проявляется чувство беспокойства и незащищенности. Страх перед заменяющими мать чужими людьми является толчком для развития в дальнейшем страха одиночества и страха общения в новой непривычной обстановке (страх первой учительницы, страх в пятом классе, когда приходят учителя-предметники).
Конфликтные отношения родителей особенно отражаются на детях-дошкольниках. Даже в игре «семья» девочки из конфликтных семей отказываются играть роль мамы. И мать может надолго потерять свой авторитет у дочери.
Когда отцы начинают муштровать, дрессировать малыша, то есть психически закаляют ребенка, то он вместе со страхом может потерять свою непосредственность, эмоциональность, впечатлительность. И чаще раннее принуждение не бояться оборачивается увеличением страхов, тревог, так как ребенок боится быть плохим, наказанным. Тогда он, компенсируя потребность в эмоциональной безопасности, устремляется к матери и оказывается в ситуации повышенной опеки. Зарождается конфликт между родителями: отец наказывает, мать – опекает, но здесь должна быть заложена середина: твердость, согретая заботой и любовью.
Нарушения раннего эмоционального развития сказываются в дальнейшей жизни, способствуют появлению тревожно-мнительных черт характера.
Уважаемые родители, если у вас появляются трудности и вопросы в воспитании ваших детей, вы всегда можете позвонить по телефону и записаться на прием к психологу. Наш номер телефона 20 15 55.
Д.С. Самусевич, психолог ГУ «БОЦГЭиОЗ»