Брестский областной исполнительный комитет

Брестский областной исполнительный комитет
Карта сайта
Прямые телефонные линии
Прямые телефонные линии
Электронные обращения
Электронные обращения
Одно окно
Одно окно
Очередь на жилье
Очередь на жилье
Вопросы и ответы
Вопросы и ответы

Готовность детей к школе

30.08.2013 11:08

 

Самое прекрасное в мире зрелище – это

 ребенок, уверенно идущий по дороге жизни,

после того как вы указали ему путь.

Конфуций.

 

До начала нового учебного года остается совсем немного времени. Очень скоро вчерашние выпускники детского сада станут учениками. Для них это только первые шаги во взрослую, самостоятельную жизнь. Родителей же волнует множество вопросов: готов ли их ребенок к школе, справится ли он с нагрузками, сможет ли хорошо учиться, как ему помочь?

Говоря о полноценной подготовке детей к обучению в школе необходимо учитывать несколько очень важных компонентов: личностную, интеллектуальную и социально-психологическую готовность ребенка.

1.Личностная готовность.

Она выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Важно чтобы школа привлекала его не только внешней стороной (красивыми тетрадками, карандашами, ранцем и возможностью встречаться с друзьями), но и своей главной деятельностью – учением («Хочу учиться, чтобы быть, как папа», «Люблю писать», «Научусь читать», «У меня братик есть маленький, ему тоже буду читать», «В школе буду задачи решать»). И это стремление естественно, оно связано с новыми моментами в развитии ребенка. Ему уже недостаточно лишь в игре приобщаться к жизни взрослых. А вот быть школьником — совсем другое дело. Это уже осознаваемая им ступенька к взрослости, а учеба в школе воспринимается как ответственное дело.

Успех обучения будет зависеть и от того насколько ребенок умеет планировать свои действия, выполнять их в определенной последовательности, соотносить со временем, осуществлять самоконтроль.

2.Интеллектуальная готовность.

Предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. У него должны развиваться рациональный подход к действительности, аналитическое мышление, логическое запоминание, овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов.

3.Социально-психологическая готовность.

Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, в которой дети заняты общим делом и ему необходимо обладать способами установления взаимоотношений с одноклассниками, умением войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать и защищаться.

Доказано, что у детей, не готовых к обучению в школе, труднее и длительнее проходит период адаптации. Ребенка начинает тяготить пребывание в ней: он придумывает себе болезни, чтобы не идти туда, на вопросы учителя отвечает невпопад или отказывается, выходит из класса без разрешения, относиться небрежно к школьным принадлежностям, радуется только окончанию занятий и внеурочным забавам. Следовательно, возникает необходимость развития, а в ряде случаев и коррекции психологических предпосылок к овладению учебной деятельностью, а это уже повод обратиться за помощью к специалисту.

Готовность ребенка к школе – итог его воспитания и обучения в детском саду и семье.

Чем родители могут помочь малышу в подготовке к школе?

  • В первую очередь надо позаботиться о здоровье ребенка. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.
  • Предоставьте малышу как можно больше информации о школе, обязанностях ученика. Ведь очень часто для многих детей школа – это таинственный остров, о котором кто-то где-то что-то рассказывал. Сходите с ним на экскурсию в школу, в класс, спортзал, столовую. Почитайте рассказы и стихи об учебе, покажите свои школьные фотографии, расскажите о своей первой учительнице, одноклассниках.
  • Важно правильно раскрыть перспективу школьной жизни. Одни взрослые внушают детям, что будущая учеба – сплошной праздник; другие, наоборот, запугивают детей предстоящими трудностями учения, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. А кто-то своим безразличием вносит смятение в душу ребенка. Позиция взрослых в этом вопросе должна быть спокойной, разумной и ободряющей. Постепенно внушайте ребенку, что учеба в школе – это серьезный каждодневный труд, в результате которого он будет узнавать что-то новое и интересное.
  • Играйте с ребенком в школу. Благодаря игре у него закрепляются знания о школе, школьных принадлежностях, правилах поведения в классе, снимается внутреннее напряжение от тревожного ожидания поступления в школу, знакомства с учителем и сверстниками, формируется адекватное поведение в непривычных условиях школы.
  • Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доводить до конца. Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) - читать ребенку книги. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки, небольшие рассказы не менее получаса в день.
  • Совместные занятия с будущим школьником нужно проводить легко, весело и непринужденно. Не превращайте их в школьные уроки с прописями, букварем и оценками. Предлагайте задания в игровой форме, и самые, казалось бы, трудные и малопривлекательные из них станут интересными и желанными для ребенка. Помните о нагрузке. Заниматься ребенок должен с радостью. Индикатором продолжительности занятия является удовольствие, которое испытывает ребенок от совместной работы со взрослым. Длительные упражнения повышенной трудности порождают негативизм к школе, учение воспринимается как скучное, трудное и тягостное.
  • Поддерживайте разнообразные контакты ребенка со сверстниками и теми, кто уже пошел в школу. Обратите внимание на то, как и с кем общается будущий первоклассник? Предпочитает ли он играть один или стремится к общению с другими детьми? В зависимости от игровых привычек ребенка стимулируйте его общительность, научите решать конфликтные ситуации.

Помните, ваш ребенок единственный и неповторимый, уникальный, ни на кого не похожий – не сравнивайте его ни с кем, никого не ставьте ему в пример, фиксируйте его внимание на его собственных достижениях; сравнивайте его сегодняшнего с ним вчерашним, и это будет придавать ребенку силы в овладении школьными премудростями.

И еще, не забывайте, что главное в жизни – это здоровье! Самые грандиозные школьные успехи не стоят потерь для здоровья. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок соблюдал соответствующий его возрасту режим дня, хорошо питался, достаточно времени проводил на свежем воздухе, был спокойным и жизнерадостным.

 

все новости

Государственные органы и организации Беларуси