Многие родители жалуются, что дети не читают, а главным образом смотрят телевизор или компьютер. Но почему телевизор и компьютер обязательно должны конкурировать с книгой, а не дополнять чтение?
Все дело в том, что у дошкольников и младших школьников еще не развито так называемое «эйдетическое чтение», при котором слово порождает внутренний «видеоряд» образов. С трудом разбирая по слогам «наша Таня громко плачет» дети не могут одновременно представлять себе зареванную девочку, стоящую на берегу, и упавший в речку мячик. Поэтому-то малышам так необходимы разноцветные картинки, зрительно подкрепляющие прочитанное. Тогда у ребенка частично заполняется видеоряд и включаются фантазии. Учась читать, малыш постепенно учится видеть внутренним взором картины и образы, но читает он еще плохо и очень медленно, куда проще все это увидеть в телевизоре: и образы, и слова, и звуки. Но для фантазии в этом случае места не остается, фантазия заблокирована, а значит читать становится еще труднее, а трудное отталкивается… В результате маленькие дети и отказываются от чтения вообще.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок действительно подружился с книгой на долгие годы, нужно как можно дольше читать ему вслух. Обычно же происходит прямо противоположное: когда ребенок начинает более или менее бегло читать, его норовят поскорее отправить в «свободное плавание». Читать ему еще трудно, пока он разберется в буквах, образы не получаются, усталость провоцирует скуку, скучное занятие отвращает… В результате неприязнь к чтению закрепляется на всю жизнь, что не способствует развитию интеллекта. Когда же малыш слушает выразительное чтение взрослых и одновременно заглядывает в книгу, интересные картинки рисуют образы, он отдается на волю своей фантазии. Потом, дозрев, он с нетерпением и упоением начнет читать сам, но чувства, пережитые в детстве, он унесет с собой навсегда как прекрасные и незабываемые мгновения.
Родители, которые серьезно относятся к воспитанию детей, естественно, стараются им больше читать, понимая, что художественная литература оказывает на душу ребенка огромное влияние, но не все задумываются над тем, что далеко не любое влияние бывает положительным. Так что при выборе детских книжек, нужно, прежде всего, обращать внимание на их содержание.
Психологов и педагогов все больше заботит отставание эмоционального развития современных детей и подростков. Психика детей расторможена, асоциальные поступки растут, интеллектуальный мир примитивен, эмоциональная уплощенность на лице, обедненная мимика.
Однажды восемнадцатилетнюю девушку я попросила отметить знаком плюс положительное в ней, что ей нравится, и минусом то, что не нравится. Вместо оценки чувств, ощущений, привязанностей, поступков, она написала: нравятся глаза, губы, волосы, не нравятся нос, ноги и проч. Вот так и живем. Стихи же – мир гармонии. Они отсекают все ненужное, упорядочивают чувства и представления о жизни, действуют на детей умиротворяюще. Чем больше человеческая душа проникается этой гармонией, тем меньше в ней остается места для хаоса и примитивизма.
Известные стихи Тютчева «Люблю грозу в начале мая», «Уж небо осенью дышало», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане» - Пушкина, стихи Некрасова, Никитина, басни Крылова, стихи Маршака, Михалкова – жемчужина русской поэзии. Они совершенны в эстетическом и смысловом плане. Яркие художественные образы и увлекательные сюжеты врезаются в память на всю жизнь и наводят подчас на глубокие размышления. Поэтому чем твердить бесконечно девочке, как дурно быть неряхой, лучше прочитать «Федорино горе» Чуковского и сказать, что ее игрушки тоже могут убежать, обидевшись на беспорядок. Однажды я пережила ступор, когда услышала, что девочка, которая собирается в первый класс, не знает ни одного стишка наизусть, слыхом не слышала ни об одной сказке. Правда, мама внесла поправку: «Сказку «Маша и медведь» знает, то есть девочка смотрит по телевизору мультик о современной бездушной хулиганке Маше. Я спросила, просит ли она полежать маму перед сном с ней, на что девочка ответила утвердительно. «А мама читает тебе?» - «Нет, она спит». Такие вот дела. Мама спит, а чувства, эмоции, интеллект, духовность ребенка тоже спят. Когда они проснутся, и что их разбудит? Не компьютер ли?
Погружаясь в виртуальный компьютерный мир, не научившись чувствовать и понимать живой мир, человек полностью перестает интересоваться окружающими реалиями, он аутизируется, то есть уходит в себя. Помните историю о мальчике Маугли, который вырос вне людей, в лесу со зверями? Разве это не то же самое поджидает наших детей, если мы не встряхнемся от лени, не вспомним добрые традиции наших бабушек. Они сеяли разумное, доброе, вечное, не перекладывая это на школу, хотя с образовательным уровнем у них было сложнее, чем у нынешних родителей.
Психически, эмоционально, духовно здоровые дети – это и их физическое здоровье и гарантия нашей спокойной старости. Это гарантия здорового общества.