Брестский областной исполнительный комитет

Брестский областной исполнительный комитет
Карта сайта
Прямые телефонные линии
Прямые телефонные линии
Электронные обращения
Электронные обращения
Одно окно
Одно окно
Очередь на жилье
Очередь на жилье
Вопросы и ответы
Вопросы и ответы

Летние каникулы

06.07.2016 14:07

Вот и наступили долгожданные летние каникулы для учеников и студентов. Родители постарались каким-то образом организовать отдых детей, чтобы они отдохнули, набрались сил и здоровья, но были всё-таки под контролем: одни из них отдыхают в летних оздоровительных лагерях, другие отданы под опеку бабушек и дедушек, кто-то отправился с родителями на море или навестить далеко живущих родственников. По опустевшим дворам уныло бродят те, кто остался летом дома, получая указания от работающих родителей по телефону.

Но когда к ним присоединятся их сверстники, вернувшиеся из лагерей, гостей и поездок, двор снова заживёт своей кипучей, полной неожиданностей жизнью. Дети начнут собираться в группки, соответствующие их интересам и наклонностям. И вот тут-то родителям и нужно быть начеку: группа оказывает большое влияние на ребёнка с его ещё не совсем сформированным мировоззрением, причём это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

При этом очень важна социальная направленность группы: если её действия не наносят вреда окружающему их миру, она может быть в некоторой степени полезна детям. В группе люди общаются, испытывают чувство симпатии к себе; в группе они имею возможность проявить свои способности. Группа обеспечивает её члена защитой от внешнего давления, взаимоподдержкой и взаимопомощью, даёт чувство безопасности.

Но есть и отрицательные моменты влияния группы на своих членов. И родителям следует это знать. Каждый член группы в большей или меньшей степени испытывает её давление, в результате человек в группе склонен поступать иначе, чем вне её. В группе многие склонны приписывать себе мнимые «подвиги» с целью привлечь внимание, заслужить похвалу, обратить на себя внимание, так как личная самооценка в большой степени зависит от мнения членов группы. В группе все события оцениваются с подачи группы, её лидеров, меняя личную оценку происходящего и влияя на шкалу ценностей человека в целом.Наконец именно в группе может возникнуть коллективная идея совершения асоциального поступка или даже преступления, хотя никто из членов группы поодиночке не склонен к этому.

Поэтому, учитывая важность правильного выбора группы, правильной оценки взаимоотношений внутри группы и своего места в ней, сохранения собственной целостности и индивидуальности, родителям необходимо обсуждать с детьми эти вопросы. Известно, что выбор группы является своего рода критерием нравственной зрелости человека, его взрослости. Каждый выбирает себе в друзья тех, кто соответствует его собственному уровню нравственного и интеллектуального развития, способствует его самоутверждению. Социально зрелый человек всегда найдёт способ и возможность расстаться с утратившей дня него интерес группой, из которой он, образно выражаясь, уже «вырос», чтобы найти или создать новую малую группу, соответствующую его интересам, интеллектуальному и нравственному уровню, социальной направленности.

Чтобы родители представляли себе уровень социальной зрелости собственного ребёнка, они могут его протестировать с помощью «теста на зрелость», который представляет собой набор вариантов поведения человека. Зрелая личность - это, прежде всего, социально зрелый человек, который правильно понимает и осознаёт свое место в обществе, соблюдает нормы морали, труда, законы, занимает активную жизненную позицию, добросовестно относится к своим обязанностям, своему труду, заботится о себе и о своём здоровье. Ему чуждо иждивенчество и вымогательство. Чем более зрелым является человек, тем он лучше контролирует свои порывы и тем ответственнее становится.

Предложите детям следующие варианты поведения человека и попросите отметить те из них, которые, на их взгляд, характеризую зрелую личность:

1. Я могу противостоять группе, когда она делает что-то плохое.

2. Я могу пожертвовать сиюминутным удовольствием для будущей пользы.

3. Я думаю о чувствах других и уважаю их.

4. Мои родители могут положиться на мою помощь дома.

5. Я делаю домашние задания самостоятельно, тщательно и вовремя.

6. Я могу справиться с разочарованием, неудачей или поражением, не падая духом.

7. Я сам отвечаю за последствия своих решений и поступков.

8. Я могу сдерживать злость и решать споры, не раздражаясь и не оскорбляя своих собеседников.

9. Я умею признавать ошибки, не пытаясь находить себе оправдание.

10. Прежде чем что-то сделать, я думаю, как это отразится на других.

Получив заполненный вашим ребёнком тест, вы сможете оценить уровень его зрелости, увидеть слабые места в воспитании своего ребёнка и попытаться устранить их. Следует понимать, что зрелость приходит к человеку не сразу. Ребёнок постепенно познаёт мир, накапливая необходимый жизненный опыт, преобразуя его в навыки и умения.

Таким образом, формирование зрелости у каждого человека происходит в разное время. Однако помните, что быть взрослым вовсе не означает быть зрелым. Как, впрочем, и быть юношей вовсе не означает иметь незрелый характер.

Врач-валеолог ГУ «БОЦГЭиОЗ»                                      В.С.Машенская

все новости

Государственные органы и организации Беларуси