В нашей стране, как и в других странах, детская тугоухость остается серьезной проблемой.
Слуховой анализатор – важнейший анализатор, играющий определяющую роль в формировании и развитии сигнальной системы и речи. Между состоянием слуха и развитием речи имеется тесная связь. Любое нарушение слуха в виде тугоухости и глухоты оказывает определенное влияние на общее и психическое развитие. Оно не позволяет человеку интегрироваться в общественную среду, наносит невосполнимый моральный ущерб личности и большие экономические потери обществу.
Даже односторонняя звуковоспринимающая тугоухость оказывает существенное влияние на возникновение проблем с обучением и коммуникацией, поведением в школе.
Тугоухость разделяется на кондуктивную, нейросенсорную и смешанную. Первая наступает в результате поражения звукопроводящего аппарата. Это острые отиты, тубоотиты, травмы барабанной перепонки и т. д. Отиты носят чаще всего временный характер и серьезных коммуникационных последствий не имеют. Другое дело нейросенсорное нарушение слуха, создающее тяжелые адаптационные проблемы. Их можно разделить на врожденные и приобретенные.
По разным данным нарушение звуковосприятия имеется от трех до пяти новорожденных на тысячу младенцев. Достаточно значимое количество таких случаев объяснимо несколькими факторами. Это наследственность – наличие дефектов звуковосприятия у предков. Перенесенные беременной женщиной вирусные, инфекционные заболевания, прием во время беременности ототоксических препаратов. Приобретенная тугоухость возникает как последствие перенесенных вирусных и инфекционных заболеваний, в результате приема ототоксичных препаратов. Большую роль играют и травмы головного мозга и черепа, длительное воздействие шума и вибрации.
Пациенты со снижением слуха нуждаются в скорейшей коррекции слуховых нарушений. Крайним возрастным пределом начала реабилитационных мероприятий является возраст 2,5 года. После 7 лет жизни практически невозможно приступить к реабилитационным и абилитационным мероприятиям с оптимистическим прогнозом качественного овладения речью.
Для раннего выявления нарушения звуковосприятия в Республике Беларусь разработана система аудиологического скрининга. Первым этапом аудиологического скрининга является регистрация отоакустической эмиссии новорожденным на 3 сутки жизни в роддоме. При отрицательном результате ребенок направляется на дальнейшее обследование в областной сурдологический кабинет.
В г. Бресте функционирует областной детский сурдологический кабинет, где проводится аудиологический скрининг детей раннего возраста, оказывается лечебно-консультативная помощь детям с нарушением слуха.
Второй этап аудиологического скрининга, который проводится в нашем кабинете, включает также регистрацию отоакустической эмиссии (регистрация акустического ответа слуховых клеток на звуковой стимул). Если результат теста отрицательный, то ребенку проводится дополнительное обследование.
Детям с нарушением слуха для дифференциальной диагностики разных видов тугоухости проводится импедансометрия – методика, позволяющая своевременно обнаружить патологию среднего уха и уточнить ее характер; камертональные исследования, акуметрия (исследование слуха шепотной и разговорной речью); тональная аудиометрия – исследование слуха с помощью тонов различной громкости и частоты.
В Брестской области на конец 2018 года зарегистрировано 1829 детей с патологией слуха, из них с двусторонней нейросенсорной тугоухостью 548 чел., с односторонней нейросенсорной тугоухостью 289 чел., с кондуктивной тугоухостью 992 ребенка.
Людмила Петровна Ильюшенко,
Татьяна Петровна Стабровская,
врачи-сурдологи детской областной консультативной поликлиники
УЗ «Брестская детская областная больница»