Это было очень давно. Ехала я из командировки. Моими попутчиками оказалась семья: муж, жена и взрослая дочь. Шел непринужденный разговор.
Женщина пожаловалась на головную боль, затем рассказывала о семье, о том, что с ними еще живет взрослый сын, о своей гипертонии, о том, что приходится очень рано готовить всем завтрак, что потом болит по утрам голова. Я выразила мысль, что может быть тогда не стоит так рано вставать, а с вечера приготовить завтрак, все взрослые и сами утром разогреют, на что она ответила, что семья любит картофельное пюре и котлетки свежеприготовленные. Я понимаю, сказала я, но ведь дети и муж слушая ваши стоны, жалобы на повышенное давление, думают: «Не надо нам твой завтрак, лучше бы ты спала тихонько и не причитала». Тут она оживилась и энергично сказала: «Ну да, вы сейчас их научите». Я заметила, как муж и дочь украдкой улыбнулись, и поняла, что попала в точку. Потом она подумала и умозаключила: «Вообще-то я и сама люблю рано вставать».
Что это было? А было элементарное. Мать действительно гипертоник. Видится она с семьей только по вечерам. Каждый занят своим делом. Ей так мало уделяется внимания, так мало говорят теплых слов, нет особенно времени на сострадание. С годами появляется тревожность. Хитрое бессознательное нашептывает: «Не хотите по-хорошему любить меня, я заставлю вас по-плохому», а ее тревожность делает свое дело: головная боль, тошнота, давление действительно зашкаливает. Мама в центре внимания.
Какие преимущества дает мне пассивный уход в болезнь? – таков вопрос, который могут задать себе тревожные люди. Конечно, они такой вопрос открыто себе не задают. Но! Тревожное состояние позволяет человеку идти на компромисс с самим собой, предоставляет ему иногда поблажки и льготы в обществе. Если вдруг мы каким-то образом окажемся сильнее, то придется отказаться от помощников и самостоятельно заботиться о себе. Если мы станем слишком независимыми, то вдруг мы потеряем тех, кого любим, даже если наши отношения не слишком гладкие.
Если вы напишите на листе бумаги выгоды, которые получаете от своей тревоги, то опишете все, что дает и от чего избавляет тревожность. Например, вы находитесь в центре внимания, потому что о вашей проблеме все знают в подробностях; вас стараются обходить мимо и не обижать; у вас неважные отношения с мужем, но это оправдание вашей повышенной тревожности, и не надо самой трудиться, чтобы наладить эти отношения; возможно, кто-то другой вместо вас ездит в командировки и многое другое. Вот это и есть выгоды, которые вы получаете от своей тревоги. Конечно, вы будете спорить, что вторичные выгоды не имеют к вашей персоне никакого отношения. И даже обидитесь на упреки, что не хотите стать лучше. Будете говорить, что хотите, но не знаете как. Но если поймете, что любой человек и вы, в том числе, получаете свои вторичные выгоды, преимущества, именно пребывая в состоянии тревожности, и поэтому вы очень несчастны и играете с огнем, тогда сможете победить ее. А слабость преобразуете в силу жить той жизнью, о которой мечтали когда-то. До тех пор, пока вы не захотите обрести новые силы, не примете личную ответственность за свое здоровье, вы не освободитесь от тревоги. Не существует ни чудесных таблеток, ни волшебников, ни магии, способной избавить вас от душевной боли и страданий, от поисков вторичных выгод.
Перемены должны начаться изнутри, с образа мыслей, способа реагирования на обстоятельства и поступки других людей, с того, что вы думаете о себе.
Если вы примете ответственность за свою жизнь, за свое здоровье и прекратите обвинять в своих бедах других людей, использовать их и ждать жалостливого сострадания, успех гарантирован. Вы обязательно избавитесь от тревоги и тех проблем, которые она создает, поверите в себя и в свои силы.
Но если у вас это пока плохо получается, можно обратиться за помощью к психологу, позвонив по телефону 20-15-55.
Самусевич Д.С., психолог ГУ «БОЦГЭиОЗ».