Брестский областной исполнительный комитет

Брестский областной исполнительный комитет
Карта сайта
Прямые телефонные линии
Прямые телефонные линии
Электронные обращения
Электронные обращения
Одно окно
Одно окно
Очередь на жилье
Очередь на жилье
Вопросы и ответы
Вопросы и ответы

Почему важно заниматься с детьми

27.03.2023 10:03

Взаимодействие родителей с детьми – путь к полноценному развитию.

Большинство родителей ждут от своих детей отличных и хороших оценок в школе. При этом некоторые из них в раннем возрасте уделяют недостаточно внимания их общему развитию в целом и учебному процессу в частности, что неправильно. Следует понимать, что ребенок усваивает все необходимые ему умения и навыки путем подражания (через пример, который показывают ему взрослые и социум) и формирования навыков (отработка и закрепление навыка со взрослыми). Поэтому важно с раннего детства заниматься с детьми, уделяя им свое свободное время и внимание.

Советский психолог Л. С. Выготский отмечал 2 зоны в развитии детей: зону ближайшего развития (ЗБР) и зону актуального развития (ЗАР). Зона ближайшего развития (ЗБР) – это то, что ребенок делает и усваивает вместе со взрослым, а зона актуального развития (ЗАР) – это то, что ребенок делает самостоятельно, без помощи взрослого, а именно совокупность знаний, умений и навыков, которыми ребенок владеет на данный момент. По мере того, как взрослый занимается с ребенком, развивая его мышление и расширяя его кругозор (ЗБР), ребенок постепенно приобретает навыки и может использовать их в самостоятельной деятельности (ЗАР). Это подчеркивает важность взаимодействия с детьми на всех этапах взросления.

Специалисты выделяют три основных этапа в жизни детей, требующих постоянного внимания родителей для развития их умственной деятельности и формирования личности: этап раннего детства (от 1 до 3 лет), дошкольный (от 3 до 6 лет) и младший школьный возраст (6 – 10 лет).

Так, в младенчестве родители показывают малышу игрушки и разные предметы. В раннем детстве и дошкольном возрасте они объясняют их цвет, форму и значение, играют с ним в ролевые (в магазин, в школу, в больницу, в семью и др.) и настольные игры (конструктор, мозаика, пазлы, домино и др.), рассматривают картинки к сказкам и объясняют их смысл, тем самым развивая ребенка.

Покупая ребенку игры, очень важно научить его правильно играть в них. Например, если это пазлы, вначале следует показать, как их нужно собирать, чтобы получилась картинка. Через некоторое время можно попросить ребенка выполнить эти действия самостоятельно. Если при этом у него появляются сложности, нужно помочь и дать ему подсказку, только мягко и доброжелательно. Делать так необходимо несколько раз до тех пор, пока ребенок не преобразует знание в самостоятельный навык (сам научиться собирать картинку). Именно совместные занятия с детьми формируют самостоятельность в обучении.

На этапе подготовки к школе (5-6 лет) ребенку покупают более сложные развивающие игры, детские журналы, раскраски, которые помогают ему приобретать новые знания и закреплять полученные на занятиях в детском саду (буквы, цифры, чтение, устный счет и др.).       И опять, только участие родителей в этом процессе повышает его эффективность, расширяя кругозор детей и формируя навыки.

 

Информация для родителей

Если у вас дефицит времени, позаниматься с ребенком можно поручить старшим детям, так как их знания, конечно, превышают уровень знаний малышей.

Помочь осваивать новые знания помогают и современные информационные технологии. Поэтому предлагайте детям смотреть мультфильмы соответствующего содержания, которые развивают интеллект, помогают сформировать социальные навыки и культуру поведения (чистить зубы, мыть руки, здороваться, общаться, помогать другим и др.). Некоторые мультфильмы могут помочь ребенку освоить алфавит и цифры, различать геометрические фигуры, уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и др.

Родителям следует помнить, что мультфильмы могут научить не только хорошему, но и плохому, поэтому нужно контролировать то, что ребенок смотрит.

Обучая детей посредством игр, следует учитывать возрастные нормы. Например, для ребенка 3 лет мозаика может состоять из 2-3 элементов, для 4-6 летнего возраста из 4-8 элементов, после 6 лет – из 20 элементов и более.  Все индивидуально и зависит от возможностей и способностей ребенка.

При обучении ребенка следует учитывать и его личные особенности в соответствии с типом темперамента. Например, дети с медленным типом темперамента могут выполнять задания правильно, но для этого им нужно больше времени, чем остальным. Не нужно их торопить.

Ошибкой может быть также сравнение результатов обучения вашего ребенка с другими детьми. Ребенка можно сравнивать только с ним самим. Поэтому старайтесь делать акцент на качество усвоенных знаний, подчеркивать достижения своего ребенка, обращая внимание на его же ошибки.

Нельзя также завышать требования к ребенку. Обучение должно быть постепенным и соответствовать возможностям детей, то есть их уровню знаний и сформированных навыков.

По мере взросления детей (5-6 классы) нужно стараться меньше оказывать помощь в выполнении школьных заданий и постепенно приучать их к самостоятельному обучению.

Дети вне социума не могут развиваться. Обучение успешнее происходит в кругу взрослых и сверстников, благодаря взаимодействию с которыми, они могут в будущем обучаться самостоятельно. Совместная деятельность с маленькими детьми – это шаг к гармоничному развитию.

Задача взрослого заключается не только в оказании помощи, но и в отказе от ее навязывания тогда, когда ребенок ее не просит.

 
все новости

Государственные органы и организации Беларуси