Заканчивается последний летний месяц, а с ним и летние школьные каникулы. Неумолимо приближается новый учебный год со всеми его трудностями и радостями, нагрузками и весёлыми школьными развлечениями. Всему своё время и свой черёд. Но каждый учебный год – это ещё и испытание для родителей, вклад которых в процесс превращения школьника в образованного, здорового, уверенного в своих силах взрослого человека невозможно переоценить.
Одной из обязанностей родителей является организация быта учеников: правильное оборудование рабочего места, продумывание рациона питания, контроль за соблюдение режима дня и обеспечение достаточного по времени и полноценного по качеству сна.
Согласно исследованиям, современный школьник спит на 1,5-3 часа меньше, чем пару десятков лет назад спали их родители в том же возрасте. Накопленный дефицит сна по пагубному воздействию на организм медики сравнивают с гиподинамией или курением. Человеческий мозг развивается до 21-летнего возраста, в том числе и во время сна, поэтому длительное недосыпание в период роста и становления организма может привести к непоправимым изменениям в структуре головного мозга, от которых невозможно избавиться дополнительными часами сна. И именно поэтому хроническое недосыпание более опасно для детей и подростков и влияет на них гораздо сильнее, чем на взрослых.
Прежде всего, хронический дефицит сна приводит к снижению умственных способностей детей. В эксперименте шестиклассник, который спал на 1 час меньше всего лишь в течение месяца, по своим умственным способностям и знаниям скатывался до уровня четвероклассника. Дело в том, что именно ночью во время сна мозг перерабатывает полученную днём информацию, переводя её в долговременную память. Например, для освоения иностранного языка необходимо учить новые слова, запоминать произношение новых звуков и вырабатывать моторику для правильного произношения этих слов. Словарный запас запоминается определённой структурой мозга во время медленного (глубокого) сна, моторика произношения запоминается во время его поверхностной стадии, а запоминание звуков происходит на протяжении всего сна. Чем больше человек запоминает в течение дня, тем больше сна ему необходимо. Поэтому крепкий сон в достаточном количестве крайне важен для долгосрочного запоминания новых слов, расписаний, формул, исторических дат и подобных сведений, то есть, можно говорить о прямой связи недосыпания с уровнем знаний учащихся и с их отметками в дневнике.
Кроме того, нехватка сна ведет к накоплению в организме гормона стресса, повышает риск развития депрессии в два раза, что проявляется подростковой нервностью и нестабильностью поведения, неумением справляться со стрессовыми ситуациями, перепадами настроения и даже склонностью к перееданию и к переоценке жизненных ценностей. В результате такие абстрактные цели, как учеба, отступают на второй план, уступая место стремлению к развлечениям.
Следующая проблема, связанная с недостатком сна, это нарушение выработки определённых гормонов, регулирующих рост и развитие детей. Снижение выработки гормона роста, обеспечивающего планомерное развитие всех органов и тканей, приводит к недостаточному физическому развитию детей и подростков (задержка роста и недоразвитие мускулатуры, несоответствие полового развития возрастным нормам), а также к отставанию социального развития с формированием незрелых форм поведения. Гормональный дисбаланс при хроническом недосыпании у взрослых и подростков является также причиной ожирения.
Исследования ученых показывают, что, продолжительность сна ушкольников начальных классовдолжна составлять около 10 часов, детей в возрасте от 11 до 16 лет – не менее 8 часов. Подросткам старше 16 лет нельзя спать меньше 7 часов в сутки. При таком режиме нервная система отдыхает, а организм школьника восстанавливается. Если ребенок плохо спал ночью,ему можно разрешить поспать 2-3 часа после уроков. Его работоспособность после этого заметно возрастет, настроение улучшится. Спать нужно с открытой форточкой, чтобы обеспечить поступление в спальное помещение лёгких аэроионов, которые, попадая в кровь человека, разносятся по всему организму, участвуют в регуляции основные физико-химических процессов.
Наиболее благоприятное время для учебных занятий дома или в школеприходится с 9 до 13 и с 15 до 19 часов. Ложиться спать школьникам нужно не позже 22 часов.В этот период человек хорошо расслабляется и спокойно засыпает. Бодрствование после 22 часов нарушает процессы восстановления организма. При этом неиспользованная на благое дело энергия направляется вовне и проявляется на более грубом физиологическом уровне: появляется аппетит, повышается агрессивность, даже если её никак не проявляют, растормаживается сексуальная сфера. Поэтому увеселительные мероприятия, тусовки и компании в ночное время могут привести к сведению счётов или к неумным притязаниям.
Очень важно организовать правильное питание школьников. Дети должны получать горячую пищу не менее 3-4 раз в день. Завтрак при этом обязателен. Во-первых, дети, которые ежедневно сытно завтракают, лучше учатся, у них лучше память и показатели интеллекта, они реже пропускают занятия в школе и, что не менее важно, реже страдают от избыточного веса, даже если за день получают больше калорий. А те дети, которые не завтракают, в школе испытывают такой дефицит энергии, что переедают за обедом и ужином. Они чаще болеют простудными заболеваниями, чем их «завтракающие» сверстники.
Каждый день дети должны получать молочные продукты, отдавая предпочтение традиционным: молоку, кефиру, ряженке, творогу, сыру, сметане, йогуртам со сроком годности не более месяца. Покупая новые виды продуктов и напитков, обращайте внимание на содержание добавок консервантов и красителей, которые ложатся тяжёлым бременем на неокрепшие организмы наших детей, перегружая почки и печень. И вообще, поменьше всякой химии: чем проще и натуральнее продукт, тем он безопаснее и полезнее для детского организма. Не покупайтесь, родители, на яркие этикетки и рекламу. То, что на самом деле полезно, обычно не рекламируется. Каждый день дети должны употреблять не менее 5 порций овощей и фруктов (1 порция – это один фрукт или овощ среднего размера, 1 чашка или горсть мелко нарезанных овощей или ягод.)
Ещё одной из многочисленных забот родителей является грамотное и комфортное обустройство пространства для выполнения домашних заданий. Во-первых, у ребенка должен быть собственный стол, соответствующий его росту. Проверить, подходит ли мебель по высоте, можно с помощью правила «прямых углов»: у сидящего школьника коленный, голеностопный и тазобедренный суставы должны быть согнуты под углом 90 градусов. Проследите, чтобы руки лежали на столешнице. Если стол подходит ребенку, его плечо и предплечье также образуют прямой угол. На рабочем столе должны находиться только необходимые вещи: подставка для книг и стаканчик для ручек. Можно на стол поставить часы, чтобы дети учились контролировать расход времени и правильно его распределять. Нужно также определиться с местом для книг, тетрадей и других учебных принадлежностей, чтобы они были близко, но не мешали в работе.
Рабочий стол лучше поставить напротив окна. Такое расположение обеспечивает равномерное и естественное освещение в светлое время суток. Если нет такой возможности, стол ставят боком к окну. В зависимости от того, какой рукой пишет сын или дочка, нужно расположить письменный стол так, чтобы свет из окна падал слева (для правши) или справа (для левши). Для создания искусственного освещения лучше использовать настольную лампу на гибкой ножке.
Очень важным моментом сохранения и укрепления физического здоровья детей являются также достаточная двигательная активность и дозированная информационная нагрузка, то есть ограничение времени нахождения за компьютером и у телевизора, разумное ограничение количества посещаемых кружков, секций, факультативов.
Важно также научить ребёнка правильно пользоваться мобильным телефоном и аксессуарами к нему, чтобы уменьшить наносимый ими вред. Дело в том, что излучение, которое генерирует мобильная трубка, поглощается тканями головы (клетками мозга, сетчаткой глаза, слуховыми структурами) с повышением в них температуры в среднем на 2 градуса, что может привести к ухудшению зрения и слуха, снижению активности иммунной системы, нарушениям сна, памяти, внимания.
Опасно также использование миниатюрных наушников, которые сами излучают электромагнитное излучение, охватывая обширные участки мозга. Кроме того, звук из наушника подается непосредственно к барабанной перепонке. Она постепенно теряет свою эластичность, что приводит к нарушению слуховой функции уже в молодом возрасте. Чем громче звук, тем больше страдает барабанная перепонка. При частом использовании телефона или наушников (более 1 часа в день) слух постепенно снижается независимо от громкости звука. Поэтому, разговор по мобильному телефону не должен продолжаться более 3-5 минут, общая продолжительность разговоров по телефону в сутки не должна превышать 30 минут. Период между двумя разговорами не должен быть меньше 15 минут.
Дорогие родители, помните, что вашей задачей с момента рождения детей является обеспечение их потребностей, одними из которых являются потребность в родительской любви, в дисциплине, в образовании, в развитии, в безопасности, в порядке и в здоровье. Чаще общайтесь с детьми, находите для этого время. Интересуйтесь их жизнью, оказывайте им помощь в решении проблем, поддерживайте их, если они попали в трудную ситуацию, а не только ругайте и наказывайте. Желание учиться, успеваемость, здоровье и общая работоспособность ваших детей во многом зависят от вас.
Врач-валеолог
отдела общественного здоровья
Брестского областного ЦГЭиОЗ Машенская В.С.