Тату и пирсинг. Кто мы
Ответ на этот вопрос я попыталась найти, читая историю появлению та-туировок. Может быть мы язычники, которые продолжают верить в их маги-ческую силу? Или потомки африканских племён, которые почему-то побелели кожей, но остались верны древним обрядам? Не справившись в одиночку с ис-торией происхождения нашего этноса, я предлагаю Вам самим найти ответ на этот вопрос.
Интерес к украшению своего тела разнообразными рисунками в настоящее время растет с невероятной скоростью. Для основного большинства татуировка является просто веянием моды. Вряд ли они задумываются над тем, что при этом нарушают законы христианства и наносят порой непоправимый вред своему здо-ровью.
Трудно сказать, когда именно человек впервые нанес рисунок на свою кожу. Но доподлинно известно, что история татуировки насчитывает не менее 6000 лет. Самые древние татуировки найдены при раскопках египетских пирамид. Мумиям около четырех тысяч лет, но рисунки на высохшей коже хорошо различимы. Однако появилась татуировка гораздо раньше - при первобытнообщинном строе. Она слу-жила не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, указывала на социальную принадлежность ее обладателя, и, кроме того, наделялась опреде-ленной магической силой.
Татуировались разные племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки и, конечно, жители Океании. Именно индейские племена Индонезии и По-линезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, слу-жат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуиро-вок. Едва ли не все стороны жизни этих людей связаны с тату, от рождения до смер-ти, и уж, конечно, нет такой части тела, над которой не потрудился бы местный ху-дожник.
Процедура нанесения рисунков на островах Тихого Океана издревле почита-лась как священнодействие. Поэтому украшать тела соплеменников могли только жрецы. Художник-жрец пользовался всеобщим уважением и получал за свои стара-ния ценные подарки. Для него выстраивался специальный дом, разделенный на ка-бины, в которых пациенты иной раз задерживались на несколько недель и даже ме-сяцев до полного завершения шедевра. И все это время вокруг дома "шамана" не прерывались молитвы и песнопения. В них пелось, что "мастера высших прекрас-ных рисунков" сделают чудную татуировку только тем, кто хорошо заплатит, а ос-тальным "такой красоты не иметь вовек". Для выполнения рисунков полинезийцы использовали растительные шипы, кости рыб или альбатроса, акульи зубы или об-ломки морских ракушек.
Женщины японских аборигенов татуировкой на лице обозначали свое семей-ное положение. По узорам на губах, щеках и веках можно было определить, заму-жем ли женщина и сколько у нее детей. И у других народов также обилие узоров на теле женщины символизировало ее выносливость и плодовитость.
Татуировка была связана и с так называемыми "переходными" обрядами, будь то посвящение юноши в зрелые мужчины или переселение из этой жизни в загроб-ный мир. К примеру, некоторые племена верили, что татуировки после смерти ста-новились светлыми и сияющими, и этого света хватало, чтобы благополучно про-вести их обладателя через темную пропасть между землей и раем.
У разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магиче-скими свойствами: оберегали детей, защищали в бою и на охоте, хранили от болез-ней. Древние воины покрывали свое тело татуировками с целью вызвать страх у противника. У арабов татуировка с цитатами из Корана считалась самым надежным защитным талисманом.
Во многих случаях татуировка служила наказанием. В некоторых японских провинциях (1603-1867гг) в качестве кары за первое преступление разбойникам на-носили горизонтальную линию через лоб, за второе - дугообразную, а за третье - еще одну. В итоге получалась композиция, составляющая иероглиф ИНУ - "собака". В древнем Китае одним из «Пяти Классических Наказаний» тоже была татуировка на лице. Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. И греки, и римляне использовали тату для подобных целей. Уже в нашем столетии, во время первой мировой войны, в Британии татуировкой "D" метили де-зертиров, в Германии выбивали номера жертвам концлагерей.
Праславяне, наши предки, наносили на теле особые узоры, необходимые в ма-гических ритуалах древнего культа плодородия.
С распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, как составная часть языческих обрядов, и практически угас. За-прет был настолько суровым, что татуировка не практиковалась среди евро-пейцев вплоть до XVIII века.
Появление «моды» на татуировки в это время связано с возвращением христи-анских миссионеров из дальних стран, где они должны были обращать в свою веру "дикие" племена. Татуированные полинезийцы, которых они привозили с собой, должны были развлекать людей своим видом. И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия "дикарей". К концу XIX века мода на аборигенов спала, вместо них на ярмарках стали выступать сами американцы и европейцы, которые тоже в угоду зрителям покрывали своё тело татуировками. Однако рядовые обыватели, приходившие посмотреть на разук-рашенных циркачей, сами не спешили татуироваться. Это была привилегия лиц с асоциальным типом поведения.
Современная общественность также связывает татуировку с разруши-тельным образом жизни, определяет её как атрибут садомазохизма, сатанизма и уголовщины, а приоре причисляя любого татуированного человека к асоциаль-ным элементам, так как татуировка зачастую показывает статус в уголовном мире, являясь своеобразным тайным языком, способом общения с себе подобными как на свободе, так и в местах заключения.
Вот так. Не очень весёлые и лестные ассоциации! А всё оттого, что мы мало знаем и мало интересуемся. Прежде чем произвести над собой какое-либо дейст-вие, следует вначале всесторонне изучить последствия этого действия. Следует понимать, что любая татуировка – это проекция каких-то неизведанных сил в ви-де символов, орнаментов и диковинных изображений. И потому последствия этого действия также предопределены: что призываем, то и получаем: неудачу, невезение, социальные проблемы, нарушение здоровья. Описаны случаи, когда у здоровых подростков после нанесения тату развивалась бронхиальная астма. Сведение татуи-ровки облегчения в таких случаях не приносит, так как частицы краски в лимфоуз-лах сохраняются практически в течение всей жизни. Связано это с тем, что в краске, которая используется для нанесения тату, могут содержаться высокие концентрации некоторых веществ (свинца, лития, меди), которые в таких количествах оказывают токсическое воздействие на организм, вызывая аллергическую реакцию (покрасне-ние, распухание или зуд кожи) вплоть до развития астмы и другие осложнения типа дерматита, часто принимающего хроническое течение.
По той же самой причине тату на пояснице, над лобком, в верхней части внут-ренней поверхности бедер приводят к снижению естественной защиты организма женщин. Засоренные красками лимфатические сосуды и узлы перестают в полной ме-ре "фильтровать" все болезнетворное и чужеродное, вырабатывать антитела против ви-русов и бактерий, что значительно повышает риск развития или обострения герпеса, папилломавируса, воспаления придатков и мочевого пузыря, проблем с почками.
Кроме того, место татуировки требует бережной защиты от солнечных лучей в течение всей жизни. У лиц, предрасположенных к келоидным рубцам, могут формиро-ваться некрасивые наросты на коже, которые приходится удалять.
Следует также знать, что носитель татуировки донором стать не может, так как всегда существует риск того, что он, даже сам того не ведая, является носителем вируса гепатита или какого-либо другого опасного заболевания.
Существует ещё и социальный аспект проблемы: «протатуированных» не берут на хорошую, солидную работу.
Ну и последнее. Со временем может встать вопрос об удалении татуировки. Во-первых, тело человека с годами меняется, искажая контуры кожных рисунков и их цвет. Во-вторых, татуировка может выйти из моды или надоесть. И здесь возни-кает проблема: постоянная татуировка не может быть полностью удалена без последствий для того участка кожи, где она находилась. Все методы выведения татуировки дорогостоящие и могут быть более болезненными и опасными, чем сам процесс нанесения татуировки. Чтобы значительно уменьшить площадь рисунка, а иногда и полностью его удалить может потребоваться до 12 сеансов лазерной шли-фовки кожи в течение года. На месте применения лазера останется рубец. В лучшем случае он будет телесного цвета, но может быть обесцвеченным, либо красным.
Чтобы сделать пирсинг или татуировку требуется немного времени. Люди идут на это, не задумываясь об осложнениях. Со временем многие об этом жалеют, но исправить сделанное бывает очень трудно. Поэтому, прежде чем делать татуи-ровку, следует подумать, стоит ли рисковать своей репутацией и здоровьем.
Так кто же всё-таки мы? Скорее всего, мы просто невежи. Не ведаем, что творим. Хочется надеяться, что эта мода, как и многие другие, временная, на-веянная неуверенностью и опустошённостью, неумением по-другому выразить свою индивидуальность, скоро пройдёт. И впредь всегда мы будем осторожнее и осмотрительнее.
Машенская Валентина Сергеевна, врач-валеолог отдела общественного здоро-вья ГУ «БОЦГЭиОЗ».
Интерес к украшению своего тела разнообразными рисунками в настоящее время растет с невероятной скоростью. Для основного большинства татуировка является просто веянием моды. Вряд ли они задумываются над тем, что при этом нарушают законы христианства и наносят порой непоправимый вред своему здо-ровью.
Трудно сказать, когда именно человек впервые нанес рисунок на свою кожу. Но доподлинно известно, что история татуировки насчитывает не менее 6000 лет. Самые древние татуировки найдены при раскопках египетских пирамид. Мумиям около четырех тысяч лет, но рисунки на высохшей коже хорошо различимы. Однако появилась татуировка гораздо раньше - при первобытнообщинном строе. Она слу-жила не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, указывала на социальную принадлежность ее обладателя, и, кроме того, наделялась опреде-ленной магической силой.
Татуировались разные племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки и, конечно, жители Океании. Именно индейские племена Индонезии и По-линезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, слу-жат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуиро-вок. Едва ли не все стороны жизни этих людей связаны с тату, от рождения до смер-ти, и уж, конечно, нет такой части тела, над которой не потрудился бы местный ху-дожник.
Процедура нанесения рисунков на островах Тихого Океана издревле почита-лась как священнодействие. Поэтому украшать тела соплеменников могли только жрецы. Художник-жрец пользовался всеобщим уважением и получал за свои стара-ния ценные подарки. Для него выстраивался специальный дом, разделенный на ка-бины, в которых пациенты иной раз задерживались на несколько недель и даже ме-сяцев до полного завершения шедевра. И все это время вокруг дома "шамана" не прерывались молитвы и песнопения. В них пелось, что "мастера высших прекрас-ных рисунков" сделают чудную татуировку только тем, кто хорошо заплатит, а ос-тальным "такой красоты не иметь вовек". Для выполнения рисунков полинезийцы использовали растительные шипы, кости рыб или альбатроса, акульи зубы или об-ломки морских ракушек.
Женщины японских аборигенов татуировкой на лице обозначали свое семей-ное положение. По узорам на губах, щеках и веках можно было определить, заму-жем ли женщина и сколько у нее детей. И у других народов также обилие узоров на теле женщины символизировало ее выносливость и плодовитость.
Татуировка была связана и с так называемыми "переходными" обрядами, будь то посвящение юноши в зрелые мужчины или переселение из этой жизни в загроб-ный мир. К примеру, некоторые племена верили, что татуировки после смерти ста-новились светлыми и сияющими, и этого света хватало, чтобы благополучно про-вести их обладателя через темную пропасть между землей и раем.
У разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магиче-скими свойствами: оберегали детей, защищали в бою и на охоте, хранили от болез-ней. Древние воины покрывали свое тело татуировками с целью вызвать страх у противника. У арабов татуировка с цитатами из Корана считалась самым надежным защитным талисманом.
Во многих случаях татуировка служила наказанием. В некоторых японских провинциях (1603-1867гг) в качестве кары за первое преступление разбойникам на-носили горизонтальную линию через лоб, за второе - дугообразную, а за третье - еще одну. В итоге получалась композиция, составляющая иероглиф ИНУ - "собака". В древнем Китае одним из «Пяти Классических Наказаний» тоже была татуировка на лице. Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. И греки, и римляне использовали тату для подобных целей. Уже в нашем столетии, во время первой мировой войны, в Британии татуировкой "D" метили де-зертиров, в Германии выбивали номера жертвам концлагерей.
Праславяне, наши предки, наносили на теле особые узоры, необходимые в ма-гических ритуалах древнего культа плодородия.
С распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, как составная часть языческих обрядов, и практически угас. За-прет был настолько суровым, что татуировка не практиковалась среди евро-пейцев вплоть до XVIII века.
Появление «моды» на татуировки в это время связано с возвращением христи-анских миссионеров из дальних стран, где они должны были обращать в свою веру "дикие" племена. Татуированные полинезийцы, которых они привозили с собой, должны были развлекать людей своим видом. И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия "дикарей". К концу XIX века мода на аборигенов спала, вместо них на ярмарках стали выступать сами американцы и европейцы, которые тоже в угоду зрителям покрывали своё тело татуировками. Однако рядовые обыватели, приходившие посмотреть на разук-рашенных циркачей, сами не спешили татуироваться. Это была привилегия лиц с асоциальным типом поведения.
Современная общественность также связывает татуировку с разруши-тельным образом жизни, определяет её как атрибут садомазохизма, сатанизма и уголовщины, а приоре причисляя любого татуированного человека к асоциаль-ным элементам, так как татуировка зачастую показывает статус в уголовном мире, являясь своеобразным тайным языком, способом общения с себе подобными как на свободе, так и в местах заключения.
Вот так. Не очень весёлые и лестные ассоциации! А всё оттого, что мы мало знаем и мало интересуемся. Прежде чем произвести над собой какое-либо дейст-вие, следует вначале всесторонне изучить последствия этого действия. Следует понимать, что любая татуировка – это проекция каких-то неизведанных сил в ви-де символов, орнаментов и диковинных изображений. И потому последствия этого действия также предопределены: что призываем, то и получаем: неудачу, невезение, социальные проблемы, нарушение здоровья. Описаны случаи, когда у здоровых подростков после нанесения тату развивалась бронхиальная астма. Сведение татуи-ровки облегчения в таких случаях не приносит, так как частицы краски в лимфоуз-лах сохраняются практически в течение всей жизни. Связано это с тем, что в краске, которая используется для нанесения тату, могут содержаться высокие концентрации некоторых веществ (свинца, лития, меди), которые в таких количествах оказывают токсическое воздействие на организм, вызывая аллергическую реакцию (покрасне-ние, распухание или зуд кожи) вплоть до развития астмы и другие осложнения типа дерматита, часто принимающего хроническое течение.
По той же самой причине тату на пояснице, над лобком, в верхней части внут-ренней поверхности бедер приводят к снижению естественной защиты организма женщин. Засоренные красками лимфатические сосуды и узлы перестают в полной ме-ре "фильтровать" все болезнетворное и чужеродное, вырабатывать антитела против ви-русов и бактерий, что значительно повышает риск развития или обострения герпеса, папилломавируса, воспаления придатков и мочевого пузыря, проблем с почками.
Кроме того, место татуировки требует бережной защиты от солнечных лучей в течение всей жизни. У лиц, предрасположенных к келоидным рубцам, могут формиро-ваться некрасивые наросты на коже, которые приходится удалять.
Следует также знать, что носитель татуировки донором стать не может, так как всегда существует риск того, что он, даже сам того не ведая, является носителем вируса гепатита или какого-либо другого опасного заболевания.
Существует ещё и социальный аспект проблемы: «протатуированных» не берут на хорошую, солидную работу.
Ну и последнее. Со временем может встать вопрос об удалении татуировки. Во-первых, тело человека с годами меняется, искажая контуры кожных рисунков и их цвет. Во-вторых, татуировка может выйти из моды или надоесть. И здесь возни-кает проблема: постоянная татуировка не может быть полностью удалена без последствий для того участка кожи, где она находилась. Все методы выведения татуировки дорогостоящие и могут быть более болезненными и опасными, чем сам процесс нанесения татуировки. Чтобы значительно уменьшить площадь рисунка, а иногда и полностью его удалить может потребоваться до 12 сеансов лазерной шли-фовки кожи в течение года. На месте применения лазера останется рубец. В лучшем случае он будет телесного цвета, но может быть обесцвеченным, либо красным.
Чтобы сделать пирсинг или татуировку требуется немного времени. Люди идут на это, не задумываясь об осложнениях. Со временем многие об этом жалеют, но исправить сделанное бывает очень трудно. Поэтому, прежде чем делать татуи-ровку, следует подумать, стоит ли рисковать своей репутацией и здоровьем.
Так кто же всё-таки мы? Скорее всего, мы просто невежи. Не ведаем, что творим. Хочется надеяться, что эта мода, как и многие другие, временная, на-веянная неуверенностью и опустошённостью, неумением по-другому выразить свою индивидуальность, скоро пройдёт. И впредь всегда мы будем осторожнее и осмотрительнее.
Машенская Валентина Сергеевна, врач-валеолог отдела общественного здоро-вья ГУ «БОЦГЭиОЗ».