Брестский областной исполнительный комитет

Брестский областной исполнительный комитет
Карта сайта
Прямые телефонные линии
Прямые телефонные линии
Электронные обращения
Электронные обращения
Одно окно
Одно окно
Очередь на жилье
Очередь на жилье
Вопросы и ответы
Вопросы и ответы

По вопросам государственного строительного надзора

01.01.2024 13:01

Вопрос

В чем заключается функция органов Госстройнадзора, их компетенция?

Ответ. Главной задачей органов государственного строительного надзора является контроль и надзор за соблюдением участниками строительной деятельности требований законодательства Республики Беларусь, в том числе технических нормативных правовых актов, а также утвержденной проектной документации в целях обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности объектов строительства, реконструкции, расширения, реставрации, капитального ремонта, соблюдения установленного порядка строительства объектов, государственной защиты интересов потребителей строительной продукции и общества.

Органы государственного строительного надзора в соответствии с возложенной на них главной задачей:

проверяют на объектах, для строительства которых требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ, наличие у заказчиков, застройщиков документов, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

выдают в установленном порядке заказчикам, застройщикам разрешения на производство строительно-монтажных работ, регистрируют объекты строительства и ведут их учет;

осуществляют контроль за соблюдением требований технических нормативных правовых актов при строительстве, утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также за соответствием используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности;

Вопрос

Требуется ли получение разрешения органов Госстройнадзора на реконструкцию квартиры?

Ответ: в соответствии с пунктом 2 Перечня объектов для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ, утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2006 №1387 (с изменениями и дополнениями), не требуется получение разрешения на объекты ремонта (реконструкции) жилых помещений (квартир) в эксплуатируемых многоквартирных жилых домах.

Вопрос

Какую сумму нужно оплатить гражданам за выдачу разрешения  на производство строительно-монтажных работ?

Ответ. В соответствии с пунктом 9.2 Перечня административных

процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 года №200 (с изменениями и дополнениями), выдача разрешений на производство строительно-монтажных работ на объекты, заказчиками по которым являются граждане, осуществляется бесплатно.

Вопрос

 Может ли вместо заказчика направить в органы Госстройнадзора уведомление о начале производства строительно-монтажных работ инженерная организация?

Ответ: в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 Положения о порядке направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ, утвержденного  постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.2018 №343 «О порядке направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ», уведомление может быть направлено инженером (инженерной организацией) при заключении договора на оказание инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью.

Вопрос

 Срок действия разрешения на производство строительно-монтажных работ истекает 3 ноября 2018 года. Нужно ли направлять в Госстройнадзор уведомление о начале (возобновлении) производства строительно-монтажных работ?

Ответ: в соответствии с абзацем 2 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.2018 №343 «О порядке направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ» (далее – Постановление) не требуется направление уведомлений о производстве строительно-монтажных работ на объектах строительства срок действия разрешений на производство строительно-монтажных работ, по которым на момент вступления в силу Постановления не истек.

Так как разрешение на производство строительно-монтажных работ по объекту на момент вступления в силу Постановления (дата вступления в силу - 13.05.2018 г.) действовало, направлять уведомление о производстве строительно-монтажных работ не требуется.

 

Вопрос

Вправе ли организация, заключившая договор строительного подряда «под ключ», привлечь для выполнения отдельных видов работ (проектных, специальных монтажных работ), требующих наличия аттестата соответствия для их выполнения, третьих лиц, имеющих такие аттестаты?

Ответ:

Да, вправе.

Согласно подп. 4.4. п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» под строительством объекта «под ключ» понимается осуществление генеральным подрядчиком по договору, заключенному на основании утвержденной предпроектной (предынвестиционной) документации, по договорной цене работ по получению исходной и разрешительной документации, проектированию, строительству, выполнению части функций заказчика по управлению строительством, пусконаладочных работ, работ по приемке объекта в эксплуатацию и передаче его заказчику.

Пунтом 27 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (в редакции от 10.04.2018 № 274) при строительстве объектов «под ключ» генеральный подрядчик по договору, заключенному на основании утвержденной предпроектной (предынвестиционной) документации, по договорной (контрактной) цене обязан:

- получить исходную и разрешительную документацию;

- обеспечить выполнение работ по проектированию, строительству;

- выполнить часть функций заказчика по управлению строительством, переданных ему на основании договора;

- обеспечить выполнение пусконаладочных работ, работ по приемке объекта в эксплуатацию и передаче его заказчику.

Таким образом, законодательство предусматривает право осуществлять строительство объекта «под ключ» генеральному подрядчику.

При строительстве объекта «под ключ» у организации, осуществляющей такое строительство, должен быть аттестат на выполнение функций генерального подрядчика категории, соответствующей классу сложности объекта, на котором будут осуществляться такие функции.

При выполнении генеральным подрядчиком части работ собственными силами ему также требуется наличие аттестат соответствия на эти виды работ (если они подлежат аттестации согласно приложению 1 к Положению об аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2014 № 252, в редакции от 23.02.2018            № 148).

Для выполнения иных видов работ, на которые у генерального подрядчика отсутствуют аттестаты соответствия, он вправе привлекать субподрядчиков, имеющих соответствующие аттестаты.

 

Вопрос.

Чем руководствоваться при осуществлении строительной деятельности: строительными нормами и строительными правилами Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь или техническими регламентами и взаимосвязанные с ними технические нормативные правовыми актами?

Ответ.

 В настоящее время согласно Указу Президента Республики Беларусь от 05.06.2019 № 217 «О строительных нормах и правилах» (далее – Указ) и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 517 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 05.06.2019 № 217» Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь вводятся новые виды технических нормативных правовых актов:

строительные нормы (СН), в которых устанавливаются обязательные для соблюдения требования в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности при градостроительном планировании, размещении объектов строительства и застройке территории;

строительные правила (СП), в которых устанавливаются добровольные для применения правила в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

В соответствии с пунктом 1.5 Указа:

технические нормативные правовые акты, утвержденные решениями органов государственного управления, устанавливающие обязательные для соблюдения требования и добровольные для применения правила в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, подлежат признанию утратившими силу с момента введения в действие строительных норм и правил, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;

обязательные для соблюдения требования и добровольные для применения правила в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности не могут устанавливаться в иных технических нормативных правовых актах, не относящихся к области технического нормирования и стандартизации, а также в технических регламентах, технических кодексах установившейся практики, государственных стандартах, общегосударственных классификаторах Республики Беларусь.

Таким образом до принятия строительных норм и строительных правил МАиС Республики Беларусь действуют технические регламенты и взаимосвязанные с ними технические нормативные правовые акты.

 

Вопрос.

Какими актами законодательства следует руководствоваться при ведении авторского надзора?

Ответ.

При ведении авторского надзора в строительстве с 18.10.2020

 необходимо руководствоваться  Инструкцией, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 04.08.2020 № 39. Раньше - ТКП 45-1.03-207-2010 «Авторский надзор в строительстве. Порядок проведения». 

В отличие от ТКП 45-1.03-207-2010, область применения Инструкции не только возведение, реконструкция, ремонт, реставрация, благоустройство объекта, но и техническая модернизация, снос и консервация не завершенного строительством объекта.

Авторский надзор заключается в контроле за качеством реализации проекта. Осуществляет его обычно разработчик проектной документации (п. 1 ст. 38 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»). При текущем ремонте проектная документация не разрабатывается, соответственно, не нужен авторский надзор (п. 4.8 ТКП 45-1.04-206-2010 «Ремонт, реконструкция и реставрация зданий и сооружений. Основные требования по проектированию»).

Формы листов журнала авторского надзора незначительно отличаются от форм, приведенных в ТКП 45-1.03-207-2010 «Авторский надзор в строительстве. Порядок проведения». Например, на титульном листе теперь указывается срок хранения журнала - до сноса объекта. Появилась отдельная строка для подписи застройщика.


все новости

Государственные органы и организации Беларуси