Пресс – релиз о работе местных исполнительных
и распорядительных органов в 2022 году в сфере защиты прав потребителей
Государственную защиту прав потребителей на
местах осуществляют уполномоченные по защите прав потребителей местных
исполнительных и распорядительных органов. Также потребители в соответствии со
статьей 5 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите
прав потребителей» имеют право на общественную защиту.
В 2022 году уполномоченными по защите прав
потребителей в Брестской области рассмотрено 1162 письменных обращений граждан.
Наибольшее количество обращений поступило по
вопросам жилищно-коммунальных услуг (667 обращений или 57,4 % от
общего количества), 364 обращений в
сфере торговли (31,3 %), 60 обращений в сфере бытовых услуг, 24 обращения по вопросам общественного
питания, по иным вопросам в сфере защиты
прав потребителей поступило 37 обращений.
Потребителям оказывается помощь
(консультирование, помощь в составлении претензий, исковых заявлений) на
постоянной основе специалистами гор(рай)исполкомов, облисполкома, ведущими
вопросы защиты прав потребителей, как по телефону, так и на личном приеме
ежедневно (телефоны специалистов размещены на сайте облисполкома в разделе
«Экономика – Торговля и бытовые услуги – Защита прав потребителей –
Уполномоченные по защите прав потребителей по Брестской области»).
Анализ обращений граждан по защите прав
потребителей в сфере торговли, общественного питания и бытовых услуг
показывает, что обращения граждан в основном содержат следующие вопросы:
приобретение товара ненадлежащего качества;
предоставление ненадлежащей (недостоверной),
неполной информации продавцами при продаже товаров;
отказ в возврате товаров, приобретенных
посредством дистанционной торговли, в том числе через интернет-магазины;
несоблюдение сроков поставки товаров
(выполнения работ, услуг);
некачественно оказанные услуги;
реализация товара посредством рекламы,
размещаемой по телевидению, реализация такого товара, который не соответствует
характеристикам, указанным в рекламе.
невыполнение условий договоров при оказании
услуг;
нарушение сроков по безвозмездному устранению
недостатков и иные.
Общая сумма возвращенного материального
ущерба по результатам рассмотрения обращений в досудебном порядке составила
25,7тыс. рублей (при рассмотрении вопросов в сфере торговли и бытовых услуг).
В ходе рассмотрения обращений в
гор(рай)исполкомах области вынесено всего 22 предписания о прекращении нарушений прав
потребителей.
В Брестской области за 2022 год проведено 37
административных процессов по части 1 статьи 13.11 КоАП РБ с постановлением о
вынесении предупреждения, в том числе составлено протоколов об административных
правонарушениях по статье 13.11 – 2, по статье 24.1 – 2.
В целях повышения правовой грамотности
потребителей проводятся ежедневные консультации потребителей по телефону, в
ходе которых уполномоченным по защите прав потребителей гражданам разъясняются
их потребительские права, порядок досудебного урегулирования споров с
продавцами (изготовителями, исполнителями услуг).
В целях информирования граждан на официальном
сайте Брестского облисполкома (экономика и торговля – торговля – защита прав
потребителей) и интернет-страницах горрайисполкомов в подразделе «защита прав
потребителей» раздела «экономика» организовано постоянное информационное
наполнение электронного ресурса актуальной информацией.
В местных средствах массовой информации
Брестской области публикуются материалы по актуальным вопросам в сфере защиты
прав потребителей.
В соответствии с Указом Президента Республики
Беларусь от 26 марта1998 г. № 157 «О государственных
праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» ежегодно
15 марта в нашей стране отмечается праздничный день – День потребителя,
приуроченный к Всемирному дню защиты прав потребителей.
В 2023 году Всемирный деть защиты прав потребителей
проводится под девизом: «Грамотный потребитель – ответственный бизнес».