Брестский областной исполнительный комитет

Брестский областной исполнительный комитет
Карта сайта
Прямые телефонные линии
Прямые телефонные линии
Электронные обращения
Электронные обращения
Одно окно
Одно окно
Очередь на жилье
Очередь на жилье
Вопросы и ответы
Вопросы и ответы
Главная Земельные участки

Ответственность землепользователей за нарушение законодательства об использовании и охране земель

05.01.2023 15:01
  
Ответственность землепользователей за нарушение законодательства об использовании и охране земель

 

Одной из важнейших функций государственного регулирования в области использования и охраны земель является государственный контроль за использованием и охраной земель, который определяется, согласно статьи 1 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее –Кодекс о земле), как деятельность государственных органов, направленных на предотвращение, выявление и устранение нарушений законодательства об охране и использовании земель.

В соответствии со статьей 35 Кодекса Республики Беларусь о земле осуществление от имени местных исполнительных комитетов государственного контроля за использованием и охраной земель, выполнением землепользователями условий отвода земельных участков, возложено на структурные подразделения землеустройства местных исполнительных комитетов исходя из компетенции соответствующего местного исполнительного комитета в области использования и охраны земель.

 

Согласно действующему законодательству землепользователи обязаны:
  • использовать земельные участки, а также расположенные на них строения в соответствии с их целевым назначением и условиями отвода земельных участков;
  • осуществлять мероприятия по охране земель, предусмотренные пунктом 1 статьи 106 настоящего Кодекса;
  • своевременно вносить плату за пользование земельными участками;
  • соблюдать установленные в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами сроки занятия земельных участков, в том числе строительства на них капитальных строений (зданий, сооружений), а также иные условия отвода земельных участков;
  • не нарушать права иных землепользователей;
  • возвратить предоставленные им во временное пользование или аренду земельные участки по истечении срока, на который они предоставлялись, либо своевременно обратиться за его продлением;
  • соблюдать установленные ограничения (обременения) прав на земельные участки, в том числе условия земельного сервитута.

Согласно требованиям пункта 1 статьи 106 Кодекса о земле  землепользователи должны осуществлять в границах предоставленных им (находящихся у них) земельных участков следующие мероприятия по охране земель:
  • благоустраивать и эффективно использовать землю, земельные участки;
  • сохранять плодородие почв и иные полезные свойства земель;
  • защищать земли от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами, химическими и радиоактивными веществами, иных вредных воздействий;
  • предотвращать зарастание сельскохозяйственных земель древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) и сорняками;
  • сохранять торфяно-болотные почвы при использовании сельскохозяйственных земель, предотвращать процессы минерализации торфяников;
  • восстанавливать деградированные, в том числе рекультивировать нарушенные земли;
  • снимать, сохранять и использовать плодородный слой земель при проведении работ, связанных с добычей полезных ископаемых и строительством.
За нарушение землепользователями требований законодательства об охране и использовании земель предусмотрена ответственность Кодексом  Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП РБ), новая редакция которого вступила в действие с 1 марта 2021 г.

В соответствии с пунктом 30 статьи 30.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях по следующим статьям КоАП:

16.10 - «Нарушение порядка использования земли и требований по ее охране»:

1. Неиспользование земельного участка в течение срока, установленного законодательными актами, -влечет наложение штрафа в размере до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до двадцати пяти базовых величин, а на юридическое лицо - до пятидесяти базовых величин.

2. Нарушение порядка снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель, либо нарушение порядка консервации деградированных сельскохозяйственных земель, либо невыполнение обязательных мероприятий по защите земельного участка от водной, ветровой эрозии или других процессов разрушения, либо невыполнение иных требований по охране земель -влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до ста базовых величин, а на юридическое лицо - до трехсот базовых величин.

3. Нецелевое использование предоставленного земельного участка -влечет наложение штрафа от двух до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от пяти до двадцати пяти базовых величин, а на юридическое лицо - от двадцати до пятидесяти базовых величин.

  16.11- «Порча земель»:

Уничтожение плодородного слоя почвы, либо невыполнение правил рекультивации земель, либо загрязнение их химическими или радиоактивными веществами, отходами, сточными водами, бактериально-паразитическими вредными организмами, либо иное незаконное повреждение земель -влекут наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от десяти до ста базовых величин, а на юридическое лицо - от двадцати до пятисот базовых величин.

  16.12- «Самовольное отступление от схем или проектов землеустройства»:

Самовольное отступление от схем или проектов землеустройства, утвержденных в установленном порядке, -влечет наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до двухсот базовых величин.

  16.13- «Самовольное производство изыскательских работ»:

Самовольное производство изыскательских работ -влечет наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя - до пятидесяти базовых величин.

  16.36- «Самовольное пользование природными ресурсами» в части самовольного занятия земельного участка:

1. Самовольное занятие земельного участка влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо - от пятидесяти до трехсот базовых величин.

2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, -влечет наложение штрафа в размере от двадцати до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от пятидесяти до ста двадцати базовых величин, а на юридическое лицо - от ста до четырехсот базовых величин.

Примечание. Лицо, совершившее административное правонарушение, против экологической безопасности. Окружающей среды и порядка природопользования, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение с вынесением ему предупреждения при соблюдении одновременно следующих условий:

оно признало факт совершения им административного правонарушения и выразило согласие на освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения;

в течение одного года до совершения административного правонарушения на лицо не налагалось административное взыскание и лицо не освобождалось от административной ответственности с вынесением предупреждения за такое же административное правонарушение;

при наличии вреда, причиненного окружающей среде в результате совершения данного административного правонарушения, лицо добровольно возместило такой вред до объявления постановления по делу об административном правонарушении.

В случаях нарушения землепользователем законодательства об охране и использовании земель местный исполнительный комитет вправе в установленном порядке принять меры по принудительному изъятию земельного участка у землепользователя и прекращению его прав на земельный участок.

Землепользователям также следует знать, что согласно статье 87 Кодекса о земле:

 

1. Использование земельного участка (части земельного участка) без документа, удостоверяющего право на него, является самовольным занятием земельного участка (части земельного участка).

2. Самовольно занятый земельный участок (часть земельного участка) возвращается по его принадлежности без возмещения лицу затрат, произведенных за время его незаконного использования. Приведение земельного участка (части земельного участка) в пригодное для использования по целевому назначению состояние производится за счет лица, самовольно занявшего земельный участок (часть земельного участка).

3. Возврат самовольно занятого земельного участка (части земельного участка) производится на основании решения Минского городского, городского (города областного, районного подчинения), районного, сельского, поселкового исполнительного комитета, принятого в соответствии с его компетенцией, о возврате самовольно занятого земельного участка (части земельного участка), приведении земельного участка (части земельного участка) в пригодное для использования по целевому назначению состояние с определением сроков совершения этих действий.

4. В случае отказа лица, самовольно занявшего земельный участок (часть земельного участка), выполнить решение соответствующего исполнительного комитета, указанное в пункте 3 настоящей статьи, приведение земельного участка (части земельного участка) в пригодное для использования по целевому назначению состояние осуществляется исполнительным комитетом (уполномоченной им организацией).

5. Взыскание затрат на осуществление возврата самовольно занятого земельного участка (части земельного участка) и приведение земельного участка (части земельного участка) в пригодное для использования по целевому назначению состояние производится в судебном порядке.

6. Иной порядок в отношении самовольно занятого земельного участка (части земельного участка) может быть предусмотрен законами и Президентом Республики Беларусь.


Статьей 23 Кодекса о земле установлено:

1. Создание, изменение, прекращение существования земельного участка, возникновение, переход, прекращение прав, ограничений (обременений) прав на земельный участок, за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи, а также прекращения права временного пользования земельным участком или права аренды земельного участка в связи с истечением срока пользования им, удостоверяются свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации, выдаваемым организацией по государственной регистрации.

2. Право временного пользования земельным участком, предоставленным для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей, огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, осуществляется на основании решения о предоставлении земельного участка, принятого государственным органом, осуществляющим государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, без выдачи документа, удостоверяющего право временного пользования земельным участком.

3. Документы, удостоверяющие права на земельные участки, выданные в соответствии с законодательством об охране и использовании земель, в том числе до 1 февраля 2006 г., являются действительными и имеют одинаковую юридическую силу со свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации.

 
все новости

Государственные органы и организации Беларуси