Брестский областной исполнительный комитет

Брестский областной исполнительный комитет
Карта сайта
Прямые телефонные линии
Прямые телефонные линии
Электронные обращения
Электронные обращения
Одно окно
Одно окно
Очередь на жилье
Очередь на жилье
Вопросы и ответы
Вопросы и ответы

Трудные дети

10.03.2014 11:03

Непослушных детей, а тем более детей, «отбившихся от рук» принято обвинять. У них ищут злой умысел, порочные гены. На самом же деле в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а особенно чувствительные и ранимые. Они раньше и сильнее реагируют на жизненные трудности и нагрузки, чем дети более устойчивые. «Трудный» ребенок нуждается только в помощи и ни в коем случае не в критике и наказаниях.

Причина стойкого непослушания ребенка кроется в глубине его психики. Причина эта эмоциональная и она не осознается ни взрослыми, ни самим ребенком.

Прежде всего, нарушения поведения детей – борьба за внимание.

Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему необходимо для нормального развития и благополучия, то он находит свой способ его получить непослушанием: «не хотите по-хорошему замечать меня, я заставлю вас по-плохому».

Вторая причина – борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки.

Если ущемляется требование «я сам» в двухлетнем возрасте, то оно сохраняется и в течение всего детства и, особенно, - в подростковом возрасте. Когда замечания родителей слишком часты, критика слишком резка, то ребенок начинает восставать, становится упрямым, делает все наперекор.

Третья причина – желание отомстить. Поводов для этого может быть много: родители постоянно ссорятся, в доме появился отчим, несправедливое наказание, бесконечные упреки, придирки.  Ребенок страдает, а на поверхности непослушание, протесты, неуспеваемость в школе: «Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо!»

Четвертая причина – потеря веры в собственный успех. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, ребенок теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». А в поведении это выражается: «мне все равно», «и пусть я плохой».

Желания и стремления «трудных детей» закономерны и нормальны: дети нуждаются в тепле и внимании родителей, потребности в признании в них личности, в чувстве справедливости. Но их беда в том, что, во-первых, они страдают от нереализации этих потребностей, и, во-вторых, от попыток восполнить эту нехватку способами, которые ничего не восполняют. Но как это сделать, дети не знают и поэтому всякое серьезное нарушение поведения подростка – это сигнал о помощи.

Может ли родитель помочь ему? Конечно да, но нужно понять, какая из четырех эмоциональных проблем мешает ему нормально существовать. Если ребенок плохо учится, то это может быть связано и с желанием привлечь внимание, и с нежеланием подчиняться чужой воле, и с попытками «отплатить родителям» и с потерей веры в свои силы. Выяснить истинную причину непослушания совершенно нетрудно, если родитель обратит внимание на собственные чувства – переживания родителей - это зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка. Например, если ребенок борется за внимание, то у родителя возникает раздражение. Если же стойкое непослушание выражено в противостоянии воле родителей, то у них возникает гнев. Если это месть, то родители чувствуют обиду. Если же ребенок глубоко ощущает свою безысходность, то и родитель инстинктивно оказывается во власти чувства безнадежности, а порой и отчаяния.

 Какие именно чувства подходят к вашему случаю, понять не сложно. А вот что делать дальше? А дальше перестать реагировать на непослушание ребенка прежними способами и перейти на позицию помощи, а не исправления поведения.

В каждом случае помощь, конечно, будет разная. Если речь идет о борьбе за внимание, то нужно найти способ показать ребенку ваше положительное отношение к нему и его делам, а привычку непослушаний в этот период оставлять без внимания.

Когда источник конфликтов в борьбе за самоутверждение, то следует уменьшить свой контроль за делами ребенка. Не оспаривайте решение, к которому он пришел, а договаривайтесь о деталях его выполнения. Понимание раздражающей вас фразы «Оставьте меня, дайте возможность жить своим умом» поможет избавиться от излишнего давления и диктата. Если же вы испытываете обиду, то спросите себя, что заставило ребенка причинить ее вам. Какая боль у него самого? Перестаньте требовать у ребенка реализации ваших ожиданий. Ведь наверняка он что-то может и к чему-то очень способен, а вы его зачислили в разряд неумеек. Не допускайте в его адрес никакой критики! Поощряйте его, отмечайте даже самый маленький успех, подстраховывайте и избавляйте от крупных провалов. И первые успехи окрылят вашего ребенка.

Конечно, путь к успеху долгий и трудный. Вам придется,  прежде всего, менять себя, переключать свои отрицательные эмоции: гнев, раздражение, обиду, отчаяние – на конструктивные действия. Но это единственный путь воспитания вашего «трудного ребенка».

И когда-нибудь вы скажете: «У меня получился, хороший сын». Это не произошло само собой, вы проявили большую мудрость и проделали  большой труд.

                   Самусевич Д.С., психолог ГУ «БОЦГЭиОЗ»

все новости

Государственные органы и организации Беларуси